Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Фокус" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Обва на км 356+720 (км 964+850) автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок граница Кировской области - автодорога А-153), Пермский край" (изв. N 0315100000321000063),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000063 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Обва на км 356+720 (км 964+850) автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок граница Кировской области - автодорога А-153), Пермский край". НМЦК - 151 391 240,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчик, установив показатели нестоимостного критерия оценки заявки, тем самым, нарушил пункты 11 и 27.2 Правил оценки заявок, увтержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1085 и создал условия для ограничения конкуренции между участниками закупки.
Из текста жалобы Заявителя следует, что нарушение указанных норм выражено в установлении Заказчиком нескольких нестоимостных критериев оценки, а именно: Качество работ; Квалификация участников конкурса.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.5 ст. 54.5 Закона о закупках конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с п.25 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В силу п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Комиссия отмечает, что Критерии оценки заявок и инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 и разделе 7 Главы 2 конкурсной документации.
В пункте 2 Главы 3 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Качество работ".
Предметом оценки по данному критерию является пояснительная записка, содержащая описание организационно-технологической схемы ремонта линейного объекта в соответствии требованиями настоящего раздела, Технического задания, в том числе, при наличии проектной документации (Глава V к Конкурсной документации), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) и стоимости работ с привязкой* к объекту, а также с увязкой к технологии производства работ и со ссылкой на нормативные технические акты (Приложение N 3 к проекту государственного контракта).
В пункте 2 Главы 3 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Квалификация участников конкурса".
Предметом оценки по данному критерию являются копии документов, подтверждающие наличие у участника закупки сертификата с приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.03-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 г. N 54-ст) применительно в виду деятельности согласно коду: ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): 42.11. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Комиссия отмечает, что согласно извещению о проведении открытого конкурса, Конкурсной документации предметом закупки является осуществление ремонта линейного объекта. Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.
Таким образом, установленные заказчиком, нестоимостные критерии оценки: Качество работ; Квалификация участников конкурса, не противоречат положениям пунктов 11 и 27.2 Правил.
Следовательно, нарушения положений Закона о закупках в действиях Заказчика отсутствуют.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не представило доказательств того, что указанные критерии оценки заявок ограничивают конкуренцию между участниками закупки и нарушают права Заявителя.
В отношении довода Заявителя о том, что положениями Закона о закупках и Правил не предусмотрено право Заказчика произвольно устанавливать документы, по которым он будет произвольно, субъективно оценивать заявки участников закупки по нестоимостному критерию оценки Комиссия отмечает следующее.
Согласно п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия отмечает, что ни Закон о закупках, ни Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают качество работ. Следовательно, Заказчик обладает правом самостоятельно формировать предмет оценки по критерию квалификации участника.
Указанный предмет оценки позволит Заказчику и конкурсной комиссии в должной мере оценить опыт участника что, в свою очередь, позволит выявить лучшее условие выполнения контракта.
В отношении данного довода, Заявителем, в свою очередь, также не представлены документы, подтверждающие объективность того, что установленные Заказчиком предметы оценки нестоимостных критериев ограничивают конкуренцию между участниками закупки.
Также, Комиссия отмечает, что ООО "Фокус" заявку на участие в рассматриваемом конкурсе не подавало, запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации не направляло.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фокус" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Обва на км 356+720 (км 964+850) автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь (участок граница Кировской области - автодорога А-153), Пермский край" (изв. N 0315100000321000063) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2021 г. N 008303/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021