Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
<_><_><_>;
В отсутствие:
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 7 города Кирово-Чепецка Кировской области;
Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" города Кирова- Чепецка Кировской области;
ООО "Диетобед";
рассмотрев жалобу ООО "Диетобед",
У С Т А Н О В И Л А:
14.05.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Диетобед" на действия Заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 7 города Кирово-Чепецка Кировской области при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование) (извещение N 0840300037421000086). Уполномоченное учреждение - Муниципальное казенное учреждение "Центр закупок" города Кирова- Чепецка Кировской области.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены нормы ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации, в документации выставлены дополнительные требования в критерии оценки заявок, а именно: наличие у участника закупки поваров, имеющих квалификацию не ниже 3 - го разряда и опыт в оказании услуг по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность не менее 1 года, тем самым Заказчиком нарушены требования п. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как установил требования к опыту работы специалистов в общеобразовательных учреждениях и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации установлены дополнительные критерии, касающиеся деловой репутации и опыта исполнения контрактов именно в организациях общественного питания детей, осуществляющих образовательную деятельность, что нарушает постановление Правительства от 28.11.2013 N 1085.
Техническая документация ограничивает участие поставщиков, а сами требования излишне конкретизированы.
Уполномоченным учреждением сокращен срок подачи заявок и нарушены положения ст. 54.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 21.05.2021 года.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России:
Заявитель явку не обеспечил.
Заказчик представил письменные пояснения, направил ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя. Из письменных пояснений следует, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Требование к опыту предъявлено согласно предмету контракта.
Согласно п. 1.2.1 Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, показателем квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) является наличие у участника закупки поваров, имеющих квалификацию не ниже 3-го разряда и опыт работы в оказании услуг по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность не менее 1 года, состоящих в штате участника закупки.
Таким образом, Заказчик выставляет требования не к участнику закупок, а согласно п. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе к работникам определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, ходатайствовало о рассмотрении в отсутствие представителя, просил признать жалобу необоснованной. Согласно письменным пояснениям потребность Заказчика в наличии специалистов, имеющих опыт работы не менее 1 года непосредственно в образовательных учреждениях, объясняется тем, что обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов является социально значимым, имеет свои особенности согласно СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", Методическим рекомендациям 2.4.0162-19.2.4. "Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)", а также в связи с организационными вопросами (питание по сменам, во время перемены и пр.) Заказчик вправе считать, что наиболее качественно оказать услуги может исполнитель, чьи работники уже имеют опыт работы в образовательных организациях.
По показателям "деловая репутация" и "опыт участника закупки" Заказчиком установлен широкий круг документов, которые могут подтвердить соответствие участника данным показателям и набрать наибольшее количество баллов.
Отсутствие у участника закупки специалистов (поваров, пекарей (либо кондитеров), заведующих производством), имеющих опыт работы не менее 1 года в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также непредставление участником закупки документов, подтверждающих соответствие показателям по деловой репутации и опыту, не препятствует ему в подаче заявки, не ведет к сокращению участников закупки. Баллы из - за отсутствия требуемых специалистов, опыта работы могут быть скорректированы участником за счет баллов по иным не стоимостным критериям либо стоимостному критерию.
У Заявителя отсутствует исполненные контракты (договоры), предусмотренным п. 6 Приложения к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", Заявитель не может принимать участие в закупке по причине несоответствия дополнительным требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
Извещение о проведении закупки опубликовано в ЕИС - 22.04.2021, дата окончания подачи заявок установлена - 19.05.2021, срок подачи заявок при этом составил не менее 15 рабочих дней, что соответствует ч.1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе. В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года" 26.04.2021 г. внесены изменения в извещение о проведении закупки, дата окончания подачи заявок установлена 19.05.2021, срок подачи составил не менее 10 рабочих дней.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
22.04.2021 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0840300037421000086 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование) Окончание срока подачи заявок - 19.05.2021 года. Конкурсная документация утверждена Заказчиком. Максимальное значение цены контракта - 2 142 829,74 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1085 в качестве нестоимостных критериев Заказчиком установлены следующие показатели: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), деловая репутация участника закупки и опыт участника закупки.
В соответствии с Конкурсной документацией в качестве критерия - квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) установлено: наличие у участника закупки поваров, пекарей (либо кондитеров), заведующих производством, имеющих квалификацию не ниже 3- го разряда и опыт работы в оказании услуг по организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (не менее 1 года).
Согласно разделу 4 Конкурсной документации данный показатель имеет величину значимости 10 % коэффициент значимости 0,1.
В соответствии с Конкурсной документации в качестве критерия - деловая репутация участника закупки установлено: предоставление (на усмотрение участника закупки) в составе заявки следующих копий подтверждающих документов (в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке) - дипломы, сертификаты, благодарственные письма, грамоты и аналогичные документы на имя участника закупки по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от государственных или муниципальных образовательных организаций.
Вышеуказанный критерий имеет величину значимости 30%, коэффициент значимости 0,3.
В качестве критерия - Опыт участника закупки: "Общее количество исполненных контрактов (договоров по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" и "История" - продолжительность присутствия участника конкурса на рынке оказания услуг по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дату окончания подачи заявок) на оказание услуг с учетом правопреемства.
Вышеуказанный критерий имеет величину значимости 60%, коэффициент значимости 0,6.
По каждому из вышеуказанных критериев Заказчиком установлен широкий круг документов, которые могли бы подтвердить соответствие участника закупки данным показателям.
Из изложенного следует, что Заказчику требуется исполнитель, обладающий квалификацией в области организации питания детей, именно в образовательных учреждениях.
Порядок организации питания в общеобразовательной организации (школе) регулируется: Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Требования при формировании рациона здорового питания и меню при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг (далее - организованные детские коллективы и детские организации соответственно) установлены разделом 8 СанПиНа 2.3/2.4.3590-20.
Методические рекомендации МР 2.4.0162-19. 2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.12.2019 включают предложения по организации питания в детских организованных коллективах для детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании и предназначены для дошкольных образовательных организаций, организаций и групп по уходу и присмотру за детьми; организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организаций, обеспечивающих проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства; общеобразовательных организаций; организаций профессионального образования; организаций отдыха детей и их оздоровления; организаций, оказывающих услуги питания детей в организованных детских коллективах.
Следовательно, организация питания в образовательных учреждениях имеет специфику, отличную от питания в иных учреждениях. Принимая во внимание, что заказчиком данной закупки выступает образовательное учреждение, Комиссия приходит к выводу, что установленные показатели по критерию "Квалификация участника закупки" соответствуют предмету закупки и направлены на выявление лучших условий исполнения контракта.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к необходимому количеству специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования к участникам государственных и муниципальных закупок установлены Правительством РФ в Постановлении N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99).
Пунктом 3.5 Информационной карты закупки установлены дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а именно: наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Дополнительное требование Заказчика о наличии опыта исполнения контракта установлено в соответствии с положениями п.3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Оценка заявок участников закупки по Критериям установлена в Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика в сфере организации питания детей в общеобразовательных организациях.
Довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 54.2 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.
Извещение о проведении закупки размещено 22.04.2021 г., окончание срока подачи заявок 19.05.2021 г. (с учетом изменений) срок подачи заявок составляет не менее 10 рабочих дней, что соответствует требованиям ч. 4 ст. 54.2 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о сокращении сроков подачи заявок является необоснованным.
Кроме того, согласно информации, размещенной в ЕИС, в реестре контрактов, реестре договоров отсутствуют исполненные на дату подачи заявок контракты (договоры), заключенные ООО "Диетобед" и подтверждающие опыт исполнения контрактов, установленный извещением о закупке и п. 3.5 Информационной карты, входящей в состав документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, ООО "Диетобед" не может быть участником указанной закупки, следовательно, не является лицом, чьи права и законные интересы могут быть нарушены действиями Заказчика.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Диетобед" на действия Заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 7 города Кирово-Чепецка Кировской области при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование) (извещение N 0840300037421000086).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 мая 2021 г. N 043/06/33-405/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021