Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу ООО "Ника Мед",
У С Т А Н О В И Л А:
18.05.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Ника Мед" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (извещение 0340200003321004783).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при формировании аукционной документации, поскольку Техническое задание устраняет конкуренцию производителей и поставщиков продукции по причине соответствия совокупности технических требований к закупаемой продукции единственному производителю - O, Япония: Моющая машина для гибких эндоскопов O, что подтверждается требованиями к техническим характеристикам закупаемого товара:
- Ультразвуковая чистка частей эндоскопа в цикле обработки;
- Работа установки с кассетным дезинфектантом и детергентом;
- Элементы управления расположены на двух панелях: основная панель - для управления основными операциями, дополнительная - для установочных параметров;
- Функция идентификации эндоскопов: возможность распечатать регистрационные данные (модель, серийный номер) для каждого эндоскопа на встроенном принтере, включая временные характеристики и методы очистки и дезинфекции;
- Методы очистки: наружные поверхности: ультразвуковая чистка, промывание раствором. Просветы каналов: промывание раствором. Клапаны: ультразвуковая чистка, промывание раствором;
- Метод нагревания дезинфицирующего раствора: нагреватель, встроенный в моечную ванну;
- Нагревание происходит: непосредственно перед процессом дезинфекции или перед началом программы обработки;
- Объм
мкости для обработки, л - не более 14;
- Газовый фильтр, препятствующий проникновению запаха дезинфектанта в помещение;
- Размеры, мм.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 24.05.2021 года.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что закупаемое оборудование не используется как отдельное оборудование, то есть оно закупается для обработки медицинских изделий. В случае Заказчика - это гастроскопы производства "О", у которых имеется руководство пользования и обработки, использование которого обязательно, как для выполнения требований эксплуатации, так и гарантийного обслуживания, в связи с чем считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение направило пояснения, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Включение в документацию показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.04.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321004783 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 434 080,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 18.05.2021 г.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов 1 шт. Код КТРУ: 32.50.50.190-00001038.
В Аукционном задании Заказчиком установлены, в том числе следующее характеристики поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара, которые подлежат конкретизации участником закупки <**> |
Требования заказчика к указанию значения характеристики товара участником закупки <***> |
|
1. |
Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов
1 шт.
Код КТРУ: 32.50.50.190-00001038 |
Ультразвуковая чистка частей эндоскопов в цикле обработки |
|
|
|
|
Работа установки с кассетным дезинфектантом и детергентом |
|
|
|
|||
Элементы управления расположены на двух панелях: основная панель - для управления основными операциями, дополнительная - для установочных параметров |
|
|
|
|||
Функция идентификации эндоскопов: возможность распечатать регистрационные данные (модель, серийный номер) для каждого эндоскопа на встроенном принтере, включая временные характеристики и методы очистки и дезинфекции |
|
|
|
|||
Методы очистки: Наружные поверхности: ультразвуковая чистка, промывание раствором Просветы каналов: промывание раствором Клапаны: ультразвуковая чистка, промывание раствором |
|
|
|
|||
Метод нагревания дезинфицирующего раствора: нагреватель, встроенный в моечную ванну |
|
|
|
|||
Нагревание происходит: непосредственно перед процессом дезинфекции или перед началом программы обработки |
|
|
|
|||
|
Объём ёмкости для обработки, л |
Не более 14 |
Конкретное значение |
|||
Газовый фильтр, препятствующий проникновению запаха дезинфектанта в помещение |
|
|
|
|||
|
Размеры, мм |
Ширина |
Не более 450 |
Конкретное значение |
||
|
Высота |
Не более 955 |
Конкретное значение |
|||
|
Глубина |
Не более 765 |
Конкретное значение |
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что приобретаемое оборудование должно быть совместимо с гастроскопами производства "О", Япония, модели GIF-H185 и GIF-1TH190, которые были закуплены Заказчикам по государственному контракту от 02.04.2021 г. N 03402000033210019650001 (данный контракт заключен в рамках реализации проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями в Кировской области"). Реестровый номер контракта 2434701047521000110.
В соответствии с руководством пользователя, предоставленным Заказчиком при рассмотрении жалобы, установлено, что Эндоскоп пригоден только для ультразвуковой очистки, выполняемой в рекомендованных O эндоскопов типа OER, OER-A, OER-AW и OER-Pro (модели OER, OER-A, OER-AW и OER-Pro доступны для приобретения не во всех регионах). При использовании рекомендованных O, не входящих в этот список, свяжитесь с O, в связи с чем Заказчиком установлены необходимые характеристики.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Также Заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также невозможность Заявителя поставить товар, предусмотренный Аукционным заданием.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 32.50.50.190-00001038 "Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов" в описание объекта товара не включены обязательные для данной позиции характеристики, в связи с чем, у Заказчика отсутствует обязанность обосновывать заявленные характеристики.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Ника Мед" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов) (извещение 0340200003321004783).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 мая 2021 г. N 043/06/33-409/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021