Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ИНВЕСТО" (Смоленская область, г.Смоленск, Ново-Киевский пер., д.4 "Б", оф.92) на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Фриева, д.139 "а") при осуществлении закупки на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для отделения реанимации (электронный аукцион N0310100005921000124, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
13 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ИНВЕСТО" на действия ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку, как считает Заявитель, Заказчиком не установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 (далее - ПП РФ от 05.02.2015 N102).
Также Заявитель считает, что в нарушение требований ПП РФ от 05.02.2015 N102 Заказчиком объединены в одну закупку товары, включенные в Перечень N2, утвержденный ПП РФ от 05.02.2015 N102 и товары, не включенные в него.
При этом Заявитель в своей жалобе указывает на то, что им был подан запрос на дачу разъяснений положений Аукционной документации, который, как считает Заявитель, фактически остался без ответа.
Кроме того, при рассмотрении дела представитель Заявителя указал, что по его мнению, описание эксплуатационных характеристик коннектора трубки/маски дыхательного контура, одноразового использования, стерильного в части установления требования "дополнительное улучшенное соединение работает по механизму "повернуть и нажать", не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию в рамках проведения рассматриваемой закупки.
В объяснении по существу жалобы ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ указало, что все товары, закупаемые в рамках рассматриваемой закупки содержатся в Перечне N2, утвержденном ПП РФ от 05.02.2015 N102.
На основании изложенного ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 05 мая 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100005921000124 на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для отделения реанимации и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная начальником отдела закупок ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N102 утверждены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП РФ от 05.02.2015 N102).
Кроме того, ПП РФ от 05.02.2015 N102 содержит два перечня медицинских товаров с указанием кодов ОКПД2, при закупке которых применяются положения ПП РФ от 05.02.2015 N102.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении дела установлено, что в Извещении о проведении Аукциона и в пункте 21 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные ПП РФ от 05.02.2015 N102.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в Извещении о проведении Аукциона и в Аукционной документации установления ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных ПП РФ от 05.02.2015 N102 и статьей 14 Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. Пунктом 2(2) ПП РФ от 05.02.2015 N102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N2 и не включенные в него.
При этом, все товары, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, а именно:
- канюля для искусственного кровообращения, артериальная (с различными характеристиками, пункты ТЗ: N1, N2);
- коннектор трубки/маски дыхательного контура, одноразового использования, стерильный с различными характеристиками, пункты ТЗ: N3, N10;
- канюля для искусственного кровообращения, аортальна (пункт N5 ТЗ);
- контур дыхательный, одноразового использования, нестерильный (с различными характеристиками, пункты ТЗ: N4, N6);
- мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, нестерильный (пункт N7 ТЗ);
- тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, нестерильный (пункт N8 ТЗ);
- канюля для коронарных артерий, одноразового использования (пункт N9 ТЗ),
содержатся в Перечне N2, утвержденном ПП РФ от 05.02.2015 N102.
Таким образом, довод Заявителя о том, что предметом рассматриваемого Аукциона являются как товары, включенные в Перечень N2 ПП РФ от 05.02.2015 N102, так и товары, не включенные в него, является необоснованным, поскольку все закупаемые товары, закупаемые в рамках рассматриваемого Аукциона, содержатся в Перечне N2 ПП РФ от 05.02.2015 N102.
3. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Так, 11.05.2021 в 17:12 (МСК) Заказчиком в ЕИС был размещены разъяснения положений Аукционной документации указанием предмета запроса следующего содержания:
уважаемый Заказчик, обращаем ваше внимание на то, что в рамках данной закупки имеются нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 2 статьи 111 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации: Заказчиком не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с ПП РФ от 05.02.2015 N102 с учетом изменений согласно постановлению N76 от 28 января 2021 г., вступившими в силу с 07.02.2021 (изменения распространяются на все закупки, размещенные после 7.02.2021).
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и ПП РФ от 05.02.2015 N102 утверждены следующие перечни:
1. Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2. Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2021 г. N76), происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с признаками медицинского изделия, входящих в перечень 2 постановления ПП РФ от 05.02.2015 N102 и постановлением Правительства РФ N76 от 28.01.2021, материалом изготовления входящих в перечень медицинских изделий может быть не только ПВХ, но и другие пластики и материалы.
Обращаем Ваше внимание, что товары, включенные в Перечень N2 ПП РФ от 05.02.2015 N102, должны быть выделены в отдельный лот и не могут быть предметом одного контракта (одного лота) в силу требований ПП РФ от 05.02.2015 N102,а именно:
N 3 Коннектор трубки/маски дыхательного контура, одноразового использования, стерильный;
N 4 Контур дыхательный, одноразового использования, нестерильный;
N 6 Контур дыхательный, одноразового использования, нестерильный;
N 7 Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, нестерильный;
N 8 Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, нестерильный;
N 9 Коннектор трубки/маски дыхательного контура, одноразового использования, стерильный.
В связи с вышеизложенным просим вас привести в соответствии с требованиями действующего законодательства: выделить товары, входящие в перечень N2 ПП РФ от 05.02.2015 N102 в отдельный лот и установить ограничения допуска товаров.
Так же, просим разъяснить, как данная характеристика ("Дополнительное улучшенное соединение работает по механизму "повернуть и нажать") может являться особенностью нужды заказчика? Данное условие является не более чем ОСОБЕННОСТЬЮ одного из производителей и ни коем образом не является определенным требованием. Данная характеристика НАПРЯМУЮ нарушает пункт 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, тем самым ограничивая количество участников НЕОБОСНОВАННО.
Дополнительно.
Просим Вас информировать, каким образом при проведении закупки будет реализовано выполнение требований Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", которым установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров при осуществлении государственных закупок расходных материалов для аппаратов искусственной вентиляции легких в размере 50 процентов?
Сообщаем Вам, что согласно инструкции по реализации механизма достижения заказчиками минимальной обязательной доли закупок российских товаров, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N2014 предметом одного лота не могут быть медицинские изделия, на которые распространяется и не распространяется минимальная доля закупок, установленная Постановлением (при необходимости заказчик вносит соответствующие изменения в план-график закупок).
В качестве информации об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении заказчик указывает постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N2014.
Также сообщаем Вам, что в случае выявления фактов несоблюдения требований постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N2014 и приобретения Вашей стороной расходных материалов для аппаратов ИВЛ, происходящих из иностранных государств, в объеме полной годовой потребности, мы будем вынуждены обратиться с заявлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для проведения оценки достижения минимальной доли закупок.
Ответ ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ на данный запрос:
обращаем Ваше внимание, все предоставленные позиции в закупке объединены в соответствии с Перечнем медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. ПП РФ от 05.02.2015 N102).
На основании номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, коды КТРУ представленные в закупке имеют соответствие кодам видов медицинских изделий, представленных во втором перечне ПП РФ от 05.02.2015 N102.
Также следует отметить, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" не определяет какой-либо самостоятельный механизм импортозамещения. Постановлением Правительства Российской Федерации определение минимальной обязательной доли в отношении отдельных видов товаров является составной частью заложенных Законом о контрактной системе механизмов ограничения допуска.
- "Дополнительное улучшенное соединение работает по механизму "повернуть и нажать" является частью необходимой характеристики объекта закупки, обеспечивающее герметичность соединения шлангов.
В ходе анализа вышеуказанного запроса о даче разъяснений положений Аукционной документации, а также разъяснений ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ на данный запрос, размещенных 11.05.2021 в 17:12 (МСК) в ЕИС, Комиссия пришла к выводу о том, что разъяснения соответствуют требованиям части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку никак.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В свою очередь пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из пункта 10 Технического задания Аукционной документации (ТЗ) следует, что в ходе исполнения контракта, помимо прочего, необходимо поставить "Коннектор трубки/маски дыхательного контура, одноразового использования, стерильный" (Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ - 32.50.13.190-00007520) в описании характеристик которого Заказчиком указаны дополнительные потребительские свойства (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики) не предусмотренные данной позицией КТРУ, а именно: дополнительное улучшенное соединение работает по механизму "повернуть и нажать".
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил использования КТРУ и пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком включено в описание данного товара обоснование необходимости использования такой информации: тип соединения улучшает герметичность шлангов (дополнительные требования и характеристики запрашиваются исходя из потребности заказчика в достаточной универсальности, надежности, безопасности и комфортности в использовании медицинскими работниками закупаемой продукции).
При этом, при рассмотрении дела представитель Заявителя согласился с тем, что данный тип соединения улучшает герметичность шлангов.
Кроме того, заказчик самостоятельно формулирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Также, материалы дела не содержат подтверждения того, что установление Заказчиком данной характеристики в пункте 10 ТЗ каким-либо образом ограничивает конкуренцию.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком его прав.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ИНВЕСТО" на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005921000124 на поставку изделий медицинского назначения и расходных материалов для отделения реанимации.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 20 мая 2021 г. N А282-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021