Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) - Колхидовой Л.А. (по доверенности N1 от 18.01.2021);
в отсутствие представителя ИП Петрунина М.Н.,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП П на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310200000321001109 на поставку оборудования для Дома культуры с. Суадаг Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания (в рамках проведения работ по капитальному ремонту) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Петрунина М.Н на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно отказала ему в допуске к участию в Аукционе.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что
участником закупки не представлена информация о конкретных показателях товара по позиции "шкаф книжный" в части цвета покрытия, цвет кромки ПВХ и цвета ручки, то есть участник в первой части заявки указал: "цвет покрытия по согласованию с заказчиком белый или серый. Цвет кромки ПВХ сумеречный голубой или белый (по согласованию с заказчиком). Цвет ручки хром или хром матовый по согласованию с заказчиком".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "случай, если значение или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ";", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз".
Так же до окончания срока подачи заявок в ЕИС опубликованы Заказчиком разъяснения в ответ на запрос по аналогичной ситуации, согласно которым все значения, которые сопровождаются фразой "по согласованию с Заказчиком", не выделены каким-то особым способом, следовательно, участник должен был руководствоваться требованиями инструкции к употреблению в ТЗ союза "или". Слова "по согласованию с Заказчиком" являются частью публичной оферты, и не несут смысловой нагрузки, кроме предусмотренной пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и участник обязан был представить конкретную характеристику товара, показатели которого сопровождаются союзом "или".
Управление РСО-Алания поясняет, что тремя участниками из четырех был указан конкретный цвет товара по позиции "шкаф книжный".
Исходя из изложенного Управление РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30 апреля 2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001109 на поставку оборудования для Дома культуры с. Суадаг Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания (в рамках проведения работ по капитальному ремонту) и Документация для проведения указанного Аукциона, с приложенным к нему проектом контракта ,утвержденная 30.04.2021 Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания"), (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок, на участие в Аукционе от 13.05.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано четыре заявки. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания участнику закупки, заявке на участие в Аукционе которого был присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в заявке на участие в Аукционе не представлена информация, предусмотренная абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации и подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: участником закупки не представлена информация о конкретных показателях товара, по позиции "шкаф книжный" в части цвета покрытия, цвета кромки ПВХ и цвета ручки. Участником в первой части заявки указано: "цвет покрытия по согласованию с заказчиком белый или серый. Цвет кромки ПВХ сумеречный голубой или белый (по согласованию с заказчиком). Цвет ручки хром или хром матовый по согласованию с заказчиком", тогда как в аукционной документации (техническом задании) Заказчиком установлено требование: "цвет покрытия по согласованию с заказчиком белый или серый. Цвет кромки ПВХ сумеречный голубой или белый (по согласованию с заказчиком). Цвет ручки хром или хром матовый по согласованию с заказчиком". И согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ";", союза "или", -участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз". Также Заказчиком были даны разъяснения в ответ на поступающий запрос по аналогичной ситуации (Текст запроса: "Просим пояснить конструкцию при одновременном использовании знака "," или "или". В случае непонятно, требуется ли выбрать один цвет, выбрать между "или" или же оставить все неизменным. Цвет ЛДСП фасадов дверей серый, белый, сумеречный голубой, пельтро или желтый. Просим пояснить должен ли участник оставлять неизменным значения, которое сопровождается фразой "по согласованию с заказчиком". Ответ на запрос: "по характеристике "цвета ЛДСП фасадов дверей" необходимо выбрать один из показателей. Участнику необходимо руководствоваться инструкцией по заполнению заявки, где указан порядок применения условных обозначений и терминология слов, знаков и символов, при этом все значения, которые сопровождаются фразой "по согласованию с заказчиком", не выделены каким-то особым способом. Инструкция Заказчика содержит четкие требования к терминам, знакам пунктуации, словам и другим обозначениям, подлежащим конкретизации, на основании которой участник должен подготовить и подать первую часть заявки").
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, Извещением о проведении Аукциона и Техническим заданием Аукционной документации (далее - ТЗ) установлено, что в ходе исполнения контракта в том числе необходимо поставить шкаф книжный. При этом в описании данного товара Заказчиком, помимо прочего, указано: цвет покрытия по согласованию с заказчиком- белый или серый.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 6.1 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, при рассмотрении дела Комиссией установлено, что в первой части заявки на участие в Аукционе с идентификационным номером N1, то есть в заявке ИП Петрунина М.Н., Заявитель предложил к поставке в ходе исполнения контракта в том числе шкаф книжный, в описании характеристик которого, помимо прочего, указано: цвет покрытия по согласованию с заказчиком- белый или серый.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, размещенной в ЕИС в составе Аукционной документации и являющейся ее неотъемлемой частью, перечисление значений показателя через "," союза "или" означает, что участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, что в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.
При этом инструкция не содержит разъяснений случая применения Заказчиком в ТЗ фразы "по согласованию с Заказчиком".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом, частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Однако, в нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, Единой комиссией Управления РСО-Алания было принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, заявке на участие, в Аукционе которого присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в принятии решения об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, заявке на участие в Аукционе которого присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Из вышеизложенного следует, что Законом о контрактной системе не предусмотрено согласование характеристик закупаемых товаров с Заказчиком после определения победителя электронного Аукциона.
Однако, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в пункте 10 ТЗ при описании товара - "шкаф книжный", Заказчиком установлено: цвет покрытия по согласованию с заказчиком - белый или серый.
Таким образом, действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП П на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001109 на поставку оборудования для Дома культуры с. Суадаг Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания (в рамках проведения работ по капитальному ремонту).
2. Признать государственного заказчика ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Признать в действиях Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
4. Выдать государственному заказчику - ГКУ "УКС РСО-Алания" и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА285-05/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГКУ "УКС РСО-Алания" и Управления РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 мая 2021 г. N А285-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021