Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Скорость" (Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Пирогова, д.102/1) на действия государственного заказчика - Минспорта РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Мордовцева, д.2) при осуществлении закупки на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (электронный аукцион N0310200000321001188, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" на действия Минспорта РСО-Алания при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя документация для проведения рассматриваемого Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку, как считает Заявитель, Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) вводит потенциальных участников рассматриваемой закупки в заблуждение и не позволяет составить заявку на участие в Аукционе, соответствующую требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Кроме того Заявитель считает, что установленная при описании Заказчиком в пункте N3 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) покрытия для площадки для баскетбола характеристика: "Покрытие не должно содержать в своем составе вредных для здоровья компонентов, являться экологичным, гипоаллергенным", также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение, так как читается Заявителем как: "Покрытие не должно являться экологичным, гипоаллергенным".
Также в своей жалобе Заявитель указал, что в пункте N2 ТЗ при описании товара "Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм" Заказчиком установлено: высота ворса не менее 40 мм, что по мнению Заявителя также вводит потенциальных участников рассматриваемой закупки в заблуждение и не позволяет составить окончательное предложение в составе заявки на участие в Аукционе.
Помимо вышеуказанного Заявитель указал, что в пункте 14 ТЗ в описании закупаемых уличных ворот для мини-футбола и гандбола, свободностоящих Заказчиком установлено требование о том, что рама ворот должна быть изготовлена из профиля сечением не менее 120 мм х 100 мм, изготовленного из алюминиевого сплава марки не ниже 6060 в состоянии Т6 в соответствии с ГОСТ 22233-2001. Вместе с тем, указанный ГОСТ утратил свою силу и не является действующим.
В объяснении по существу жалобы Минспорта РСО-Алания указало, что Инструкция соответствует требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заказчиком были даны исчерпывающие разъяснения положений Аукционной документации в части применения положений Инструкции при составлении заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, в своих объяснениях Заказчик указал, что в пункте N2 ТЗ при описании товара "Комплект искусственного покрытия" в части описания минимальной высоты ворса, была допущена техническая ошибка.
На основании изложенного Минспорта РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30 апреля 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001188 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (в редакции N2 с внесенными изменениями) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 30.04.2021 (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит каких-либо требований к форме, содержанию и составу инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 8 заявок, 6 из которых были допущены к участию в Аукционе, что подтверждается Протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.05.2021 и свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении рассматриваемого Аукциона.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи Закона о контрактной систем установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте N3 ТЗ Заказчиком установлено, что в ходе исполнения контракта, помимо прочего, необходимо поставить покрытие для площадки для баскетбола, в описании характеристик которого указано: покрытие не должно содержать в своем составе вредных для здоровья компонентов, являться экологичным, гипоаллергенным.
При рассмотрении жалобы Комиссия пришла к однозначному выводу о том, что с учетом общепринятых правил русского языка и значения символа "," в нем, объективно понятно, что данная характеристика читается как: покрытие не должно содержать в своем составе вредных для здоровья компонентов и должно являться экологичным, гипоаллергенным.
3. Согласно пункту 2 ТЗ при исполнении контракта, помимо прочего, необходимо поставить комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм. При этом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании технических характеристик комплекта искусственного покрытия Заказчиком установлено: высота ворса не менее 40 мм.
При таких обстоятельствах, характеристика минимальной требуемой высоты ворса комплекта искусственного покрытия не может считаться установленной.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
4. В пункте 6 ТЗ Заказчиком установлено, что в ходе исполнения контракта, помимо прочего, также необходимо поставить тренажеры для тренировки грудных мышц путем жима вперед из положения сидя, в описании характеристик которых указано: тренажер должен применятся для установки на открытых спортивных площадках. Тренажер служит для тренировки мышц груди и рук*. На тренажере должна быть размещена металлизированная информационная наклейка с QR кодами (код быстрого доступа) с видео с инструкциями по эксплуатации тренажера. Конструкция тренажера должна предусматривать возможность регулирования нагрузки при помощи перемещаемого груза. Тренажер должен иметь антивандальную конструкцию. Материал рамы тренажера и рычаги должна быть металлическая профильная труба. На рукояти должны быть ручки из ПВХ/ПП. Должно быть не менее четырех грузоблоков содержащих встроенное отягощение в виде металлических, обрезиненных дисков. Два грузоблока должны быть оснащены как минимум шестнадцатью дисками весом по 5 кг каждый. Два грузоблока должны быть оснащены не менее чем шестью дисками по 1,25 кг. Тренажер должен крепиться к основанию анкерными болтами. В основании ног тренажера должны быть резиновые накладки, накрывающие выступающие элементы анкерных болтов. Покраска металлоконструкции должна быть в два слоя, первый слой цинковая грунтовка, второй слой - полимерная порошковая краска. Должно быть предусмотрено выдвижное сиденье для занятий людьми с ограниченными возможностями на кресле-коляске. Тренажер должен сопровождаться эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601-2019. Товар должен соответствовать ГОСТ Р 56445-2015.
Вместе с тем, согласно пункту 1 ГОСТ Р 56445-2015 "Тренажеры стационарные", о соответствии которому Заказчиком установлено требование в пункте 6 ТЗ, настоящий стандарт распространяется на стационарные тренажеры, используемые в фитнес-залах организаций, таких как спортивные объединения, учебные заведения, гостиницы, спортивные залы и клубы, реабилитационные центры и студии, где доступ к тренажерам и контроль за ними осуществляет непосредственно владелец (лицо, которое несет юридическую ответственность), в домашних условиях, а также на другие типы тренажеров, включая тренажеры с электрическим приводом, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно пункту 6 ТЗ закупаемые тренажеры для тренировки грудных мышц путем жима вперед из положения сидя должны применятся для установки на открытых спортивных площадках.
Кроме того, описание закупаемых товаров содержит характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, например: "на тренажере должна быть размещена металлизированная информационная наклейка с QR кодами (код быстрого доступа) с видео с инструкциями по эксплуатации тренажера".
При этом, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Помимо вышеуказанного, в пункте 14 ТЗ в описании закупаемых уличных ворот для мини-футбола и гандбола, свободностоящих Заказчиком установлено требование о том, что рама ворот должна быть изготовлена из профиля сечением не менее 120 мм х 100 мм, изготовленного из алюминиевого сплава марки не ниже 6060 в состоянии Т6 в соответствии с ГОСТ 22233-2001.
При этом при рассмотрении дела Комиссией установлено, что ГОСТ 22233-2001 отменен и прекратил свое действие с 01.09.2019.
Таким образом, действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Скорость" на действия государственного заказчика - Минспорта РСО-Алания при осуществлении закупки на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (электронный аукцион N0310200000321001188).
2. Признать в действиях Минспорта РСО-Алания при проведении Аукциона нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА286-05/21 государственному заказчику - Минспорта РСО-Алания уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0310200000321001188, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Скорость" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 мая 2021 г. N А287-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021