Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания в отсутствие представителя ООО "Джули", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300009921000004 на выполнение работ по строительству одноэтажных жилых домов общей площадью 1371 м2 в с. Гизель, с. Верхняя Саниба, с. Нижняя Саниба Пригородного района РСО-Алания (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация о проведении Конкурса не соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Так, по мнению Заявителя:
- Заказчик не применил типовые условия контрактов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606) и Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N9/пр от 14.01.2020 года (далее - приказ N9/пр);
- в Конкурсной документации Заказчик не требует от участников закупки наличие взносов в фонд возмещения вреда, как того требует ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ.
В объяснении по существу жалобы Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания указал, что считает жалобу Заявителя необоснованной в связи со следующим:
- в проекте контракта, приложенного к Конкурсной документации учтены все необходимые положения типовых условий контракта и требований законодательства о контрактной системе. Требования по приемке и оплате выполненных работ, установленные в разделе II "Порядок сдачи и приемки выполненных работ" проекта контракта и положения о стоимости выполненных работ, установленные в разделе III "Стоимость выполненных работ и порядок расчетов" проекта контракта не противоречат необходимым типовым условиям контрактов и не ограничивают конкуренцию. Кроме того, данные условия могут быть скорректированы по рекомендации контрольного органа при направлении проекта контракта победителю конкурса;
- действующим законодательством о контрактной системе не установлена возможность установления Заказчиком при осуществлении конкурентных процедур закупок требований к размеру обеспечения обязательств участника закупки по фонду возмещения вреда членов СРО. Заказчик в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе проверяет соответствие совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров. Кроме того, у всех четырех участников конкурса размер обеспечения обязательств по фонду возмещения вреда членов СРО составляет не менее 60-ти миллионов рублей, что превышает начальную (максимальную) цену контракта и, следовательно, не влияет на ход процедуры закупки.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 26 апреля 2021 года в Единой информационной системы в сфере закупок (далее- ЕИС) Администрацией местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300009921000004 на выполнение работ по строительству одноэтажных жилых домов общей площадью 1371 м2 в с. Гизель, с. Верхняя Саниба, с. Нижняя Саниба Пригородного района РСО-Алания и Документация для проведения указанного Конкурса с приложенным к нему проектом контракта, утвержденная 26.04.2021 Главой Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания (далее - Конкурсная документация, Проект контракта).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N9/пр установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Приказ N9/пр).
Приказом N9/пр установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Однако, в проекте муниципального контракта, приложенного к Конкурсной документации, не установлены отдельные условия в соответствии с Приказом N9/пр, в том числе пунктом 5 Приказа N9/пр.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказу N9/пр.
Действия должностного лица Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Конкурсной документации с нарушением требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказа N9/пр., содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Однако, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование о включении в документацию о закупки требования, установленного положениям части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
3. Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N336/п утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Пунктом 1.4 Методики установлено, что проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Так, согласно пункту 1.3 Методики, график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.
Кроме того, подпунктами 3.2.5-3.2.7 пункта 3.2 Методики установлено, что график оплаты выполненных работ должен содержать следующие заголовки граф:
- сумма к оплате;
- сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ;
- доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта.
Однако, в нарушение пунктов 1.3 и 3.2 Методики, Приложение N3 к проекту муниципального контракта, приложенного к Конкурсной документации "График выполнения и оплаты строительно-монтажных работ", не содержит информации о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ, а также информации о сумме к оплате, о сроках оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ, о доле этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта.
То есть, Конкурсная документация не соответствует требованиям части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и пунктов 1.3 и 3.2 Методики.
Действия должностного лица Отдела строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Конкурсной документации с нарушением требований части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и пунктов 1.3 и 3.2 Методики, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300009921000004 на выполнение работ по строительству одноэтажных жилых домов общей площадью 1371 м2 в с. Гизель, с. Верхняя Саниба, с. Нижняя Саниба Пригородного района РСО-Алания.
2. Признать Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район РСО-Алания нарушившим требования части 11 статьи 34 и части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктов 1.3 и 3.2 Методики., пункт 15 постановления Правительства РФ N606 и Приказ N9/пр.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА300-05/21 муниципальному заказчику - Отделу строительства, архитектуры и ЖКХ АМС МО Пригородный район уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Конкурса N0110300009921000004, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Джули" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 25 мая 2021 г. N А301-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021