Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Сологова,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей Управления Росреестра по Москве,ООО "А-Альянс",
рассмотрев жалобу ООО "А-Альянс" (далее - Заявитель) на действия Управления Росреестра по Москве (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание транспортных услуг на основании договоров на автотранспортное обслуживание, заключаемых со сторонними организациями (Закупка N 0173100011721000004) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.05.2021 NЕО/28216/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что технической частью аукционной документации предусмотрены неправомерные положения, в частности:
- "Исполнитель обязан обеспечить водителей видеорегистратором своими силами и за свой счет. Постоянное использование видеорегистраторов во время исполнения водителями своих обязанностей является обязательным условием", "Исполнителем должна быть обеспечена возможность в течение 2 часов после запроса Заказчика предоставить видеозапись за весь период эксплуатации автомобилей по запросу Заказчика в течение всего срока исполнения Контракта", поскольку, по мнению Заявителя, такие требования предполагают затраты участника закупки, не связанные с оказанием транспортных услуг.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с положениями раздела 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе Исполнитель оказывает услуги по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом, при этом Заказчик обеспечивает предоставление Исполнителю транспортных средств в количестве 30 шт.
Указанные транспортные средства находятся в оперативном управлении Заказчика. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, обеспечение транспортных средств горюче-смазочными материалами, надлежащее обеспечение внешнего вида кузова и салона транспортного средства являются обязанностью Заказчика.
Таким образом, требование об обеспечении Исполнителем водителей видеорегистраторами и предоставлении видеозаписей является средством контроля за деятельностью Исполнителя в части несанкционированного использования транспортных средств Заказчика, например, за несанкционированным заездом на станции технического обслуживания с целью демонтажа/монтажа запасных частей транспортных средств, сливом горюче-смазочных материалов с транспортного средства, за использованием транспортного средства в период временного простоя (оказания непредусмотренных контрактом транспортных услуг), контроля за деятельностью водительского состава Исполнителя на дорогах, не оборудованных специальными техническими средствами автоматического контроля.
- "По требованию Заказчика, исполнитель обязан провести психоневрологическое и наркологическое исследования водителей в специализированных государственных организациях и предоставить материалы и информацию в установленные Заказчиком сроки", поскольку для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с характером оказания услуг по Техническому заданию Исполнитель обязуется оказать услуги Заказчику, в том числе обеспечивать его предрейсовое, послерейсовое медицинское освидетельствование.
Таким образом, Заказчик не имеет возможности осуществлять контроль за оказанием медицинского освидетельствования сотрудников Исполнителя.
При этом указанное положение подразумевает условие "по требованию Заказчика", то есть при необходимости, что, по мнению Заказчика, указывает на то, что при наличии оснований полагать, что к управлению транспортным средством допущен сотрудник Исполнителя страдающий психоневрологическим или наркологическим заболеванием, является целесообразным требовать от Исполнителя проведения соответствующей экспертизы в специализированных государственных организациях.
Таким образом, указанные положения Технического задания направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения, сотрудников Исполнителя и Заказчика и входит в зону интересов, как транспортной организации (Исполнителя), так и Заказчика.
- "Курение запрещено, в том числе и перед посадкой водителя в салон автомобиля за 30 минут и менее", поскольку учитывая, что водитель не может предположить, когда будет исполняться заявка, то данный запрет предполагает категорический запрет водителям вообще курить.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции при оказании услуг по перевозкам пассажиров.
- "Каждый водитель Исполнителя обязан иметь при себе средство защиты от осадков (зонт), рассчитанное на не менее, чем две персоны. Данным зонтом водители пользуются для сопровождения пассажиров в ненастную погоду от автомобиля к месту назначения и наоборот", поскольку учитывая, что предметом закупки является оказание транспортных услуг, то сопровождение пассажира под зонтом до транспортного средства не относиться к функционалу водителя.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемая закупка услуг осуществляется для транспортировки сотрудников Заказчика, перевозящих документацию. В ненастную погоду использование сотрудниками зонта для собственного перемещения и обеспечения сохранности документов представляется затруднительным.
- "По требованию Заказчика Исполнитель своими силами и за свой счет в течение одного календарного дня организует тестирование всех водителей, допущенных к управлению транспортными средствами Заказчика на наличие коронавирусной инфекции методом ПЦР", поскольку в соответствии с п. 2.5. Указа Мэра Москвы N 12 от 05.03.2020 года работодатель обеспечивает в период с 01.06.2020 года в течение 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой короновирусной инфекции(2019-пСоУ) в отношении не менее 10 процентов работников.
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование будет предъявлено Заказчиком Исполнителю в случае поступления Заказчику запроса из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей (при наличии контакта водителя с заболевшим сотрудником Заказчика).
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о том, что оспариваемые положения Технического задания не связаны с предметом закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что технической частью аукционной документации предусмотрены неправомерные положения, в частности:
- "Исполнитель обязать в течение 3 (трех) календарных дней, после ДТП, независимо от характера полученных повреждений, произвести восстановительный ремонт транспортного средства своими силами и за свой счет", поскольку срок "в течение 3 календарных дней" не соответствует срокам, предусмотренным п.21 ст.12 Федерального закона Российской Федерации N40 от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которому в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сроки восстановления транспортного средства по страховому случаю указаны в п. 21. ст. 12 Федерального закона Российской Федерации N40 от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Однако, возникшее дорожно-транспортное происшествие может не являться страховым случаем по действующему законодательству и не подпадать под страховое возмещение Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а являться следствием действия сотрудников Исполнителя.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что установление положения "в течение 3 (трех) календарных дней" напрямую не соответствует п.21 ст.12 Федерального закона Российской Федерации N40 от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
- "Исполнитель обязан предоставить Заказчику сведения о водителях, предлагаемых к закреплению, а именно: копии свидетельств о повышении квалификаций по безопасности дорожного движения с курсом не менее 40 часов, копии свидетельств о прохождении водителями практических курсов контраварийного вождения с курсом не менее 12 часов в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения контракта", поскольку документом на право управления транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением согласно п. 4. ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со статьей 20 "Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств" Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Указанное повышение квалификации должно соответствовать требованиям следующих нормативных правовых актов:
- Приказа Минтранса России от 14.05.2015 N 172 "Об утверждении типовой программы профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении";
- Приказа Минобрнауки России от 01.032018 N 161 "Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий";
- "РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986).
При этом Заказчик пояснил, что положениями РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 предусмотрено, что ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.
Вместе с тем порядок прохождения контраварийной подготовки установлен Приказом Минобрнауки России от 01.03.2018 N 161.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные нормативные документы не относятся к виду услуг, необходимых к оказанию в рамках данной закупки, поскольку, например, положения Приказа Минтранса России от 14.05.2015 N 172 относится к обучению водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении. Приказ Минобрнауки России N161 устанавливает примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Также РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 устанавливает порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР. При этом в рассматриваемом случае При этом по данной закупке Заказчиком является Управление Росреестра по Москве, у которого, очевидно, нет необходимости осуществлять перевозки в международном сообщении и он не относится к предприятиям Министерства автомобильного транспорта РСФСР, также эксплуатируемые автомобили не оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
- "Исполнить обязан обеспечить наличие у водителя действующей медицинской справки, дающей право управления легковым автомобилем, соответствующей требованиям законодательства РФ", поскольку для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование.
Представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии у водителя действующей медицинской справки, дающей право управления легковым автомобилем, установлено с целью обеспечения безопасности перевозки пассажиров для исключения возможности допуска к управлению транспортными средствами водителей, имеющих к этому медицинские противопоказания, появившиеся до истечения срока действия водительского удостоверения.
Комиссия Управления отмечает, что вопреки мнению Заказчика, право управлять автомобилем дает водительское удостоверение, получаемое в том числе на основании медицинской справки.
- "Перед получением согласования Заказчика все водители Исполнителя в обязательном порядке проходят тестирование на знание автомобильных дорог Москвы, которое проводят уполномоченные сотрудники Заказчика. Водители, не прошедшие тестирование на знание автодорог Москвы к управлению транспортными средствами Заказчика не допускаются", поскольку, по мнению Заявителя, требование является излишним с учетом того обстоятельства, что Заказчик также требует установить навигатор.
Представитель Заказчика пояснил, что процедура тестирования на знание автомобильных дорог Москвы осуществляется с целью контроля Заказчиком качества оказания услуг и носит превентивный характер. Требование о прохождении водителями в обязательном порядке тестирования установлено для обеспечения возможности выбора водителем оптимального маршрута движения до пункта назначения с учетом особенностей организации дорожного движения в г. Москве и Московской области в случаях поломки навигационного устройства или невозможности его применения.
При этом представитель Заказчика затруднился пояснить, каким нормативным документом предусмотрена обязанность прохождения тестирования водителей на знание автомобильных дорог Москвы.
- "Водители, представляемые для обслуживания Заказчика, не должны привлекаться к административной ответственности в течение последних двух лет за нарушение Правил дорожного движения и не быть виновником ДТП в соответствии с Правилами дорожного движения, следствием которых являлось лишение прав", поскольку вышеуказанное требование запрещает водителям, допустившим нарушения, но оплатившим штраф или срок привлечения к административной ответственности которых истек, работать по профессии.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное положение Технического задание обусловлено обеспечением безопасности своих сотрудников и участников дорожного движения, поскольку Заказчик заинтересован в предоставлении Исполнителем услуг надлежащего качества и предоставлении водительского состава должной квалификации.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные положения Технического задания в части требования "_не должны привлекаться к административной ответственности в течение последних двух лет за нарушение Правил дорожного движения", фактически ограничивают возможность привлечения участником закупки водителей, допустивших нарушения, но оплативших штраф или срок привлечения к административной ответственности которых истек.
- "Исполнитель согласовывает с Заказчиком перечень водителей, с учетом требований настоящего Технического задания в течение процесса подписания Контракта", поскольку согласование личностей водителей, являющихся работниками участника, не связаны с оказанием транспортных услуг, а процедура согласования полностью зависит от Заказчика и может являться субъективной.
Представитель Заказчика пояснил, что процедура согласования перечня водителей осуществляется с целью контроля Заказчиком качества оказания услуг (проверка наличия у водителей необходимых регистрационных, удостоверяющих документов, иных разрешений) и носит превентивный характер. Визирование Заказчиком вышеуказанного перечня свидетельствует о соответствии водительского состава требованиям, установленным в Техническом задании.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в процессе заключения контракта Победитель закупки не обязан согласовывать условия исполнения контракта, поскольку подобное требование о согласовании перечня водителей допустимо исключительно после момента заключения контракта сторонами.
Кроме того, положениями Технического задания не предусмотрены условия несогласования Заказчиком перечня водителей, а также алгоритм действий сторон при несогласовании Заказчиком перечня водителей или при многократном несогласовании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "А-Альянс" на действия Управление Росреестра по Москве обоснованной в части установления неправомерным положений Технического задания.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий:
Заместитель председателя Комиссии Д.А. Сологов
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии: Е.О. Сгибнев
Исп. Спирякова А.С.(495) 784-75-05 (077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 мая 2021 г. N 077/06/106-8505/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021