Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, ООО "Триумф",
рассмотрев жалобу ООО "Триумф" (далее - Заявитель) на действия МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России (далее-Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому
обслуживанию и ремонту пассажирских, больничных и грузовых лифтов (Закупка N 0373400010921000132) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NЕО/28146/21 от 18.05.2021).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования, вводящие участников закупки в заблуждение и не позволяющие однозначно определить требуемое значение параметра характеристики, в частности:
- п.2 "Масло индустриальное ГОСТ 20799-88": "Вязкость кинематическая при 40 °С, в диапазоне": "28_. 51* мм2/с" - что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно правилу применения слов: "в интервале" или "в диапазоне" участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее требуемому интервалу (диапазону) значений (без указания словосочетаний "в интервале" или "в диапазоне"). При этом, согласно иному положению Инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) следует: "Указание заказчиком требований со значением с использованием знака "-" (дефис, тире) или знака "_" (троеточие) считается требованием к диапазону; если перед этим диапазоном значений указаны фразы: "не меньше", "не уже", "минимальное значение", "не больше", "не шире", "максимальное значение", "шире", "уже" участник указывает диапазонное значение с учетом следующих правил: "не меньше", "не уже", "минимальное значение" участник должен предложить значение диапазона равное либо более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком, при этом нижняя и верхняя границы диапазона могут совпадать с указанными значениями); "не больше", "не шире", "максимальное значение" участник должен предложить значение диапазона равное либо менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен находится внутри диапазона, заявленного заказчиком, при этом нижняя и верхняя границы диапазона могут совпадать с указанными значениями); "шире" участник должен предложить значение диапазона более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком, при этом нижняя и верхняя границы такого диапазона не должны совпадать с указанными значениями); "уже" участник должен предложить значение диапазона менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен находится внутри диапазона, заявленного заказчиком, при этом нижняя и верхняя границы такого диапазона не должны совпадать с указанными значениями)". Одновременно с этим из следующее положение Инструкции указывает: "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными". Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования, поскольку согласно одному положению Инструкции (в отношении требования "в диапазоне") участнику необходимо представить одно конкретное значение, согласно другому положению инструкции (в отношении прямо не описанных случаях) участнику необходимо оставить данное значение неизменным.
- п.8 "Манжета (сальник) ГОСТ 8752-79": "Габаритные размеры, диаметр внешний": "90, 65; 70, 120, 150 мм" - что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в Инструкции Заказчиком не описаны правила совместного применения символов "," и ";", при этом указаны правила применения данных символов по отдельности, так в случае указания символа "," - участнику надлежит представить все значения перечисленные через данный символ, однако, в случае указания символа ";" участнику надлежит представить одно из установленных значений. Аналогичным образом установлены требования по п.11 "Вкладыш чугунный", п.22 "Предохранители тип ПН", п.19 "Лампа светодиодная Е14".
- п.28 "Олифа, ГОСТ 32389- 2013 Для разбавления краски": "Состав: Натуральная, комбинированная", "Применяемое масло: Может быть подсолнечное, льняное, маковое, конопляное, перилловое, тунговое, соевое, кукурузное". Вместе с тем согласно положению Инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ, союз, за исключением случаев, когда перед такими значениями (диапазонами значений) указано словосочетание "может (могут) быть", в таком случае участник должен выбрать одно из таких значений (диапазонов значений)". Так, из указанного положения следует, что по параметру "Состав" участнику надлежит указать оба значения, а по параметру "Применяемое масло" необходимо указать одно из значений. В свою очередь таблица 1 ГОСТ 32389-2013 "ОЛИФЫ. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 32389-2013) указывает, что для изготовления натуральной олифы применяется льняное или конопляное масло, для изготовления комбинированной олифы применяется смесь высыхающих и полувысыхающих масел. Согласно п.3.8 ГОСТ 32389-2013 - "высыхающие масла: Растительные масла (льняное, конопляное, перил-ловое, тунговое), характеризующиеся хорошей способностью к высыханию и образующие прочные неплавкие пленки"; согласно п.3.9 ГОСТ 32389-2013 - "полувысыхающие масла: Растительные масла (маковое, подсолнечное, соевое, кукурузное), характеризующиеся замедленным процессом высыхания и образующие пленки недостаточно высокой прочности и частично растворимые в органических растворителях". Таким образом, представление участником закупки по параметру "Применяемое масло" одного значения не соответствует требованиям вышеупомянутого ГОСТ, поскольку для натуральной олифы и для комбинированной олифы предусмотрены различные виды применяемого масла.
- п.23 "Переключатель тип КМ": "Температура окружающей среды: -60__ +100 °C", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в Инструкции имеется указание на правило применения символа "..." (многоточие (3 точки)), при этом отсутствует правило применения символа, состоящего из иного количества точек, однако визуально похожего на многоточие (3 точки).
Аналогичным образом установлены требования к товарам по п.12 "Выключатель путевой": "Рабочая температура окружающего воздуха: -40_. +90* °С", п.13 "Микропереключатель": "Рабочая температура окружающего воздуха: -60_. +125 °С", п.17 "Патрон для ламп люминесцентных": "Температура эксплуатации:
-20*_. +90 °С", п.21 "Предохранитель (вставка плавкая)": "Диапазон рабочих температур: -60_. 100 °С", п.22 "Предохранители тип ПН": "Диапазон рабочих температур: -70_. 100* °С". Так, в одном случае Заказчик устанавливает требование с использованием символа "_." (четыре точки) совместно с символом "*" (что согласно Инструкции дает право указать крайние значения), в другом случае Заказчик не использует данный символ.
- п.3 "Смазка Литол ГОСТ 21150-87": "Описание: Должны быть антифрикционные, многоцелевые, водостойкие смазки, могут предназначаться для применения в узлах трения транспортных средств, промышленного оборудования" - что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно Инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ, союз, за исключением случаев, когда перед такими значениями (диапазонами значений) указано словосочетание "может (могут) быть", в таком случае участник должен выбрать одно из таких значений (диапазонов значений)". Так, Заявитель указывает, что значение по параметру "Описание" установлено без частицы "быть", что не позволяет участникам закупки однозначно определить относится ли данное требование к вышеуказанному положению Инструкции. Кроме того, Заявитель указывает, что из положений ГОСТ 21150-87 "СМАЗКА ЛИТОЛ-24. Технические условия" (далее - ГОСТ 21150-87), требованиям которого должен соответствовать указанный товар, следует, что "Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 °С до плюс 120 °С (кратковременно до 130 °С). Смазка Литол-24РК предназначена также для их консервации". Таким образом, смазка Литол применяется и в узлах трения транспортных средств и промышленного оборудования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
2. Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что заведомо позволяют конкурсной комиссии Заказчика оценить заявку участника закупки в ноль баллов по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Комиссией Управления установлено, что конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)": "Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,35, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
В целях оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям используется шкала оценки и Заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя.
В рамках показателя "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" предметом оценки являются улучшенные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении N3 к конкурсной документации.
Для определения лучшего предложения участника конкурса по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)", Заказчиком установлены оцениваемые характеристики товаров (материалов) определенные в приложении N3 к конкурсной документации с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в составе настоящего порядка оценки по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Оценка заявки по характеристикам осуществляется на основании информации, предоставленной участником конкурса в составе своей заявки, в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в приложении N3 к конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" комиссией Заказчика присваиваются баллы по каждой оцениваемой характеристике товара (материала), предложенной участником конкурса, за её улучшение.
Улучшение характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения указанного участником конкурса значения оцениваемой характеристики с требованиями положений инструкции по предоставлению сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) на основании требований установленных в приложении и с учетом требований документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации, в случае установления требования о соответствии товара таким документам.
Количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к минимальным значениям, определяется согласно таблице 1:
Таблица 1.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Значение равное установленному |
0 |
Значение превышающее установленное |
25 |
Количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к максимальному значению, определяется согласно таблице 2:
Таблица 2.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Значение равное установленному |
0 |
Значение менее установленного |
25 |
Количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к вариантам значений, определяется согласно таблице 3:
Таблица 3.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Выбран первый по порядку вариант значения |
0 |
Выбран любой вариант значения за исключением первого |
25 |
Количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к минимальному и максимальному значению (в любом порядке) границ диапазона, определяется согласно таблице 4:
Таблица 4.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Обе границы диапазона равны установленным |
0 |
Указанный диапазон шире или уже установленного в зависимости от установленных требований |
25 |
В рамках показателя "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предложением участника закупки является сумма баллов по всем оцениваем характеристикам, установленным в приложении N3 к конкурсной документации с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в составе настоящего порядка оценки по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является наибольшее значение показателя "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)", выраженное как сумма баллов по каждому показателю приведенного согласно таблицы 1,2,3,4 пункта 16.4. Раздела 16.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" (НЦБi1.1), определяется как сумма баллов присвоенных заявке на основании предоставленных сведений о характеристиках товара в отношение которых установлены требования к минимальному и максимальному значению (в любом порядке) границ диапазона, требования к вариантам значений, требования к максимальному значению, требования к минимальным значениям.
Максимальный балл по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" составляет 100 баллов, которые получает участник указавший сведения в отношение качественных улучшений по всем оцениваем характеристикам в соответствии с приведенной в конкурсной документации инструкцией.
В отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к значениям, которых установлены с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в п. 1.1 улучшенной характеристикой является характеристика с большим значением, без учета указанных слов/словосочетаний/символов.
В отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к значениям, которых установлены с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в п. 1.2 улучшенной характеристикой является характеристика с меньшим значением без учета указанных слов/словосочетаний/символов.
В случае предоставления значения оцениваемой характеристики товара (материала), требование к которой установлено с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в пункте 1.1, не превышающем установленного в приложении N3 к конкурсной документации, такая характеристика не является улучшенной, следовательно, по ней участнику конкурса начисляется 0 баллов.
В случае предоставления значения оцениваемой характеристики товара (материала), требование к которой установлено с использованием слов/словосочетаний/символов, указанных в пункте 1.2, не превышающем установленного в приложении N3 конкурсной документации, такая характеристика не является улучшенной, следовательно, по ней участнику конкурса начисляется 0 баллов.
В отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к значениям, которых установлены в соответствии с п. 2 улучшенной характеристикой является характеристика диапазон значений которой уже либо шире (в зависимости от установленных требований) установленного в требованиях диапазона.
В случае предоставления диапазона значений оцениваемых характеристик товара (материала), требование к которым установлено в соответствии с п. 2, при этом значения границ диапазона равны установленным значениям в приложении N3 к конкурсной документации, такие характеристики не являются улучшенными, следовательно, по ним участнику конкурса начисляется 0 баллов.
В отношении оцениваемых характеристик товаров (материалов), требования к значениям, которых установлены в соответствии с п. 3 улучшенной характеристикой является любой вариант значения характеристики кроме первого по порядку.
В случае предоставления варианта значений оцениваемых характеристик товара (материала), требование к которому установлено в соответствии с п. 3, при этом выбранным участником значением является первое по порядку установленное значение в приложении N3 к конкурсной документации, такие характеристики не являются улучшенными, следовательно, по ним участнику конкурса начисляется 0 баллов.
В случае не предоставления значения какой-либо оцениваемой характеристики по какому-либо товару (за исключением случая, если в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) участник конкурса вправе/должен/обязан не указывать значение оцениваемой характеристики) и/или предоставление значения какой-либо оцениваемой характеристики по какому-либо товару не в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристиках товаров (материалов), улучшенные характеристики по соответствующему товару считаются не представленными и по ним начисляется 0 (ноль) баллов.
В случае предоставления в составе заявки участника конкурса значений по всем оцениваемым характеристикам товаров (материалов) в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов) не в соответствии с порядком предоставления сведений о значениях оцениваемых характеристик товаров (материалов), улучшенные характеристики товаров (материалов) считаются не представленными, соответственно, такой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" начисляется 0 (ноль) баллов.
В случае предоставления участником конкурса в составе заявки по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" недостоверной информации, такой участник не допускается к участию в конкурсе".
Так, Заявитель указывает, что по п.24 "Болты с шестигранной головкой ГОСТ Р ИСО 4014- 2013" Заказчиком установлены требования "Диаметр, d: 6, 8 мм", "Длина резьбы, b: Не менее 18 мм", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку согласно правилу чтения символа "," участнику требуется представить оба значения диаметра болта (6 и 8 мм), при этом, согласно чертежу ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В" (далее - ГОСТ Р ИСО 4014-2013) длина резьбы для диаметра 6 мм составляет 18 мм. Одновременно с этим, исходя из порядка оценки заявок по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)", количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик), для которых установлены требования к минимальным значениям, определяется согласно таблице 1:
Таблица 1.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Значение равное установленному |
0 |
Значение превышающее установленное |
25 |
Таким образом, с учетом того, что для диаметра болта 6 мм участнику закупки не представляется возможным указать никакую другую длину резьбы кроме 18 мм (иное значение будет противоречить ГОСТ Р ИСО 4014-2013). Таблица 1 указывает, что значение "18 мм" является равным установленному, и такое значение будет оценено конкурсной комиссией Заказчика в ноль баллов.
Также Заявитель указывает, что по п.23 "Переключатель тип КМ" Заказчиком установлены требования "Количество контактов в контактной группе: До 3*", "Сопротивление изоляции: Свыше 950 до 1000* МОм", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку из порядка оценки заявок по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" следует, что количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к максимальному значению, определяется согласно таблице 2:
Таблица 2.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Значение равное установленному |
0 |
Значение менее установленного |
25 |
Таким образом, участникам закупки для получения наивысшего балла, представить улучшенные характеристики, менее установленных значений в отношении данных параметров, не представляется возможным, поскольку на рынке производителей отсутствуют переключатели тип КМ с сопротивлением изоляции менее 1000 МОм, с количеством контактов в контактной группе менее 3.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Также Заявитель сообщает, что Заказчиком по п.27 "Краска масляная цветная ГОСТ 10503-71 Подкрашивание царапин" установлены требования "Марка краски: МА-25; МА-15", "Цвет: светло-серая". Так, согласно правилу чтения символа ";" участник требуется представить одно из указанных значений, а именно "МА-25" или "МА-15". При этом согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия (с Изменениями N 2-6)" (далее - ГОСТ 10503-71) не представляется возможным изготовить светло-серую краску марки МА-15. Одновременно с этим из положений порядка оценки заявок по показателю "Качество услуг (качество работ, качество товаров (материалов, оборудования)" следует, что количество баллов, присуждаемых по оцениваемым характеристикам (совокупности всех характеристик) для которых установлены требования к вариантам значений, определяется согласно таблице 3:
Таблица 3.
Указанное значение оцениваемой характеристики |
Количество баллов |
Выбран первый по порядку вариант значения |
0 |
Выбран любой вариант значения за исключением первого |
25 |
Таким образом, Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования, заведомо оценивающие заявку участника закупки в ноль баллов, поскольку указание варианта за исключением первого в данном товаре подразумевает марку краски "МА-15", цвет для которой не соответствует требованиям для данной марки согласно ГОСТ 10503-71.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что отсутствие в регламентирующих стандартах кодов ОКП для светло-серой краски марки МА-15 не свидетельствует о том, что на рынке отсутствует краска марки МА-15 светло-серого цвета, произведенная в соответствии с ГОСТ 10503-71.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком по п.25 "Гайки шестигранные ГОСТ 4032-2014" установлены требования "Диаметр, d: 6, 8 мм", "Высота гайки: Свыше 4,90 мм", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в Инструкции отсутствует положение относительно правил применения слова "свыше", которое установлено к одному минимальному значению.
Комиссия Управления отмечает, что в данном случае участнику закупки надлежит оставить значение "Свыше 4,90 мм" в неизменном виде, поскольку согласно положению Инструкции: "В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными". Иного двойственного трактования вышеуказанного требования к параметру из Инструкции не следует.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Комиссией Управления установлено, что в Инструкции содержатся, в том числе, следующие положения: "В случае, если в требовании к значению показателя с использованием слов и словосочетаний "не меньше", "больше", "меньше", "не больше", "ниже", "выше", "более", "менее", "не более", "не менее", символов ">", "<", "", "
", "не
", "не
" единица измерения установлена только у числа следующего после союза "и", то данный показатель является требованием к конкретному значению и участник указывает одно число, а в случае если единица измерения установлена у числа указанного до союза "и" и после союза "и" то данный показатель читать, как требование к диапазону значений и участник устанавливает значение нижней и верхней границ"; "Показатели, сопровождающиеся "не меньше", "не ниже", "не <", "не менее", "самое меньшее", а также показателей, сопровождающихся "<", если перед требованием к такому показателю указано "должен (-на, -но, -ны) не быть" - являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком"; "В случае, если значение показателя сопровождается словом(-вами) или словосочетанием(-ями): "не менее чем", "не более чем", "менее чем", "более чем", "минимум", "максимум" участник обязан указать значение такого показателя в неизменном виде"; "В случае, если требуемое значение представлено в виде А
В или А
В
С и перед ним прописано буквенное требование "не менее", "не более", "не меньше", "больше", "меньше", "не больше", "более", "менее", "ниже", "выше" то данное требование распространяется на каждый показатель, за исключением случая, когда после наименования показателя стоит знак ":", в таком случае данное требование распространяется только на последнее значение, остальные остаются неизменными".
Вышеуказанные положения Инструкции вводят участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки, поскольку трактуют словосочетание "не менее" четырьмя разными способами в зависимости от применения его в тех или иных условиях. Данное обстоятельство приводит к отсутствию единообразия описания требований к товарам, что может препятствовать корректному формированию заявки на участие в закупке, ввиду сложности и двойственности определения требуемого параметра.
Комиссия Управления отмечает, что из смысла требований Закона о контрактной системе Инструкция по заполнению заявки должна служить упрощению понимания требований Заказчика и однозначному определению требуемых значений. В то же самое время Инструкция, размещенная в составе рассматриваемой закупочной документации вышеуказанному принципу не отвечает.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Триумф" на действия МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам и положений порядка оценки, не позволяющих объективно оценить заявку в соответствии с представленным описанием характеристик товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.4,8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии Д.А. Аносов
Н.А. Узкий
Исп. Аносов Д.А.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 мая 2021 г. N 077/06/106-8498/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021