Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, ООО "Альфа",
рассмотрев жалобу ООО "Альфа" (далее - Заявитель) на действия МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку медицинских изделий для нужд МНИОИ им. П.А. Герцена (Закупка N 0373400010921000204) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.05.2021 N ЕО/28144/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол отказа от заключения контракта от 14.05.2021 NПОК1 на основании отсутствия сведений об ООО "Альфа" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11.05.2021 N0373400010921000204-3 ООО "Альфа" признано победителем аукциона.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу п.4 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Комиссией Управления определено, что в рамках рассматриваемой закупочной процедуры Заказчиком установлено ограничение, предусмотренное ст.30 Закона о контрактной системе, на что имеется прямое указание в Извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации о закупке.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что в п.20 Информационной карты аукционной документации Заказчиком предъявлено требование к составу второй части заявки в соответствии с вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с требованиями п.7 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе заявки продекларирована принадлежность общества к субъектам малого предпринимательства. Также представитель Заявителя пояснил, что несмотря на то, что общество не находится в реестре субъектов малого предпринимательства по причине невнесения записи Федеральной налоговой службы Российской Федерации в вышеуказанный реестр, общество соответствует признакам отнесения к субъектом малого предпринимательства, что, по мнению Заявителя, является достаточным для установления факта соответствия участника закупки требованиям документации в части ограничений, предусмотренных ст.30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок участник закупки продекларировал свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). При этом представитель Заказчика, сославшись на положения п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), сообщил, что сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Принимая во внимание вышеприведенное, при оформлении контракта Заказчиком было выявлено, что сведения об ООО "Альфа" в указанном реестре отсутствуют, что рассматривается Заказчиком, как предоставление недостоверной информации и является причиной для отказа от заключения договора с участником закупки.
Данный факт также подтверждается путем соответствующей проверки на заседании Комиссии Управления:
Как следует из положений статьи 1 Закона о развитии предпринимательства указанный закон в частности определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о развитии предпринимательства субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о развитии предпринимательства, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, основной признак субъекта малого предпринимательства заключается не в формальном декларировании таким субъектом своего соответствия нормам Закона о развитии предпринимательства, а в фактическом таком соответствии. При этом, очевидно, что в рассматриваемом случае Заявитель не отвечает требованию, установленному п.1 ст.3 Закона о развитии предпринимательства, о наличии сведений в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, при том, что доказательств наличия информации о Заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Заявителем не представлено.
Необходимо отметить, что Комиссия Управления не обладает полномочиями на определение того обстоятельства, относятся ли хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, в том числе Заявитель, в связи с чем руководствуется формальными требованиями Закона о контрактной системе, Закона о развитии предпринимательства и данными, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом Комиссия Управления также отмечает, что правовые основания для игнорирования требования п.1 ст.3 Закона о развитии предпринимательства или отнесения его к несущественным при определении факта принадлежности хозяйствующих субъектов к категории малого предпринимательства у Комиссии Управления отсутствуют.
Комиссия Управления отмечает, что пунктами 1 и 11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что принятое Заказчиком решение об отказе от заключения контракта с ООО "Альфа" по основанию, указанному в протоколе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" на действия МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России от 18.05.2021 N ЕО/28144/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии Д.А. Аносов
Н.А. Узкий
Исп. Аносов Д.А. 8(495) 784-75-05 (077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 мая 2021 г. N 077/06/106-8496/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021