Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов комиссии:
Специалиста 1-го раязряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-NCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "Объединенная Дирекция", Департамента г. Москвы по конкурентной политике, ООО "КроСЭл",
в отсутствие представителей ООО "МИСОН", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕО/28477/21 от 19.05.2021,
рассмотрев жалобу ООО "КроСЭл" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Объединенная Дирекция" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание и текущий ремонт инженерных коммуникаций в зданиях государственных учреждений, подведомственных Главархиву Москвы в 2021 году (Закупка N 0173200001421000099) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.05.2021 NЕО/28477/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок оценки заявки участника закупки ООО "МИСОН" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (НЦБ(Оск)i)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
П.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок участников закупки по показателю ""Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (НЦБ(Оск)i)"" предусмотрены следующие положения:
"Величина значимости показателя критерия оценки: 100%
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1.
В рамках данного показателя Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N223-ФЗ, иных гражданско-правовых договоров, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - контракт) сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе:
· копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
· акт/акты сдачи-приемки оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающий(ие) исполнение контракта(ов) сопоставимого характера и объема.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых скан копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов) в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), по которым заказчиком не принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Под работами сопоставимого характера понимаются работы по техническому или эксплуатационному обслуживанию инженерных систем зданий и помещений (система теплоснабжения и горячего водоснабжения с ИТП, система силового электроснабжения и освещения до 1000В, система водоснабжения, система канализации, система дренажа и водостоков, система противопожарного водоснабжения, включая трубопроводы, система холодного и горячего водоснабжения, санитарно-техническое оборудование, установки пожарной автоматики, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, системы дымоудаления, системы контроля и управления доступом) в комплексе или отдельных ее элементов.
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному полностью контракту, стоимость которых составляет не менее 1 500 000 (одного миллиона пятьсот тысяч рублей) 00 копеек.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не к совокупности представленных исполненных контрактов.
Оцениваются представленные участником закупки контракты, которые подтверждены документально и указаны в Приложении N1 в составе вторых частей заявки на участие в конкурсе (Рекомендуемая Форма 1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема). В случае если представлены не все акты по контракту, данный контракт при оценке не учитывается.
В качестве подтверждения исполненных контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", необходимо дополнительно в Приложении указать реестровый номер контракта согласно данным размещенным в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС). Контракты, заключенные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", приложенные в составе заявки на участие в конкурсе без указания реестрового номера контракта согласно данным размещенным на ЕИС в Приложении, не будут оцениваться Комиссией.
Информация, содержащаяся в заявке на участие в конкурсе, не должна допускать двусмысленных толкований (разночтений), должна трактоваться однозначно.
По успешному выполнению работ участник закупки декларирует в Приложении к заявке на участие в конкурсе (Форма 1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) исполнение им контрактов, представленных по показателю критерия оценки, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней), а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку выполнения работ, объему выполнения работ (по предмету, видам работ и стоимости выполненных работ в рублях), предусмотренными таким контрактом.
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку выполнения работ, объему выполнения работ (по предмету, видам работ и стоимости выполненных работ в рублях), предусмотренными таким контрактом.
В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, участнику закупки по данному показателю присваивается ноль баллов.
Оценка заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов будет присвоена:
- участнику, который не представит предложение по показателю;
- участнику, который не имеет опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
- участнику, который не представит в составе своей заявки копии документов, подтверждающих предоставленные сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.
Рейтинг, присуждаемый по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется по формуле:
Rki = НЦБi x 0,4
Итоговый рейтинг заявки
Итоговый рейтинг заявки (Ri) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации.
Ri = Rцi + Rki
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 30.04.2021 NППИ1
ООО "МИСОН" предоставило 28 контрактов/ договоров. При этом конкурсной комиссией Заказчика учтено 5 договоров на общую сумму 1 206 251 104,47 руб. Одновременно с этим Заявитель указывает, что согласно информации из официального государственного информационного ресурса бухгалтерской и финансовой отчётности ООО "МИСОН" за 2019 и 2020 год, подтвержденная электронной подписью ФНС и размещенная в открытых источниках на официальном сайте ФНС РФ, не подтверждает наличие оборотов таких размеров у указанного участника. В соответствии с имеющейся информацией, выручка
ООО "МИСОН" за 2019 год составляет 89 206 000 рублей, за 2020 год 94 128 000 рублей, что противоречит предоставленным участником документам.
Комиссия Управления отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Кроме того, предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения аукциона свидетельствует о том, что располагать такой информацией Заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что представленные в заявке ООО "МИСОН" договоры заключены на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, и как следствие могли быть приняты конкурсной комиссией Заказчика к оценке, поскольку такая возможность предусмотрена установленным Заказчиком порядком оценки заявок.
Кроме того, в рамках порядка оценки конкурсных заявок не подлежали рассмотрению документы налоговой отчетности, в связи с чем у конкурсной комиссии Заказчиков отсутствовали факторы для установления взаимосвязи между такими документами и исполненными контрактами/договорами.
Комиссия Управления отмечает, что участником закупки
ООО "МИСОН" в составе заявок представлены гражданско-правовые договоры, которые отвечают требованиям утвержденного порядка оценки, в том числе в части сопоставимого характера и объема, а также наличия документов, подтверждающих исполнение в полном объеме.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявки
ООО "МИСОН" относительно обжалуемого показателя.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что конкурсной комиссии Заказчика Законом о контрактной системе не вменены полномочия по проверке достоверности сведений, представленных хозяйствующими субъектами в рамках отчетности в соответствующие налоговые органы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия конкурсной комиссии Заказчика при оценке заявки ООО "МИСОН" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (НЦБ(Оск)i)" являются правомерными и не противоречат порядку оценки, установленному в конкурсной документации, а также нормам Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРоСЭл" на действия конкурсной комиссии ГКУ "Объединенная Дирекция" необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России NЕО/28477/21 от 19.05.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии: Э.З. Гугава
Д.А. Аносов
Исп. Аносов Д.А.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2021 г. N 077/06/106-8581/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021