Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ДОНМ",
в отсутствие представителей ООО "МЖС Груп", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 20.05.2021 NЕО/28900/21,
рассмотрев жалобу ООО "МЖС Груп" (далее - Заявитель) на действия
ГКУ Дирекция ДОНМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона
на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (Закупка N 0873500000821003289) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.05.2021
N ЕО/28900/21, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.05.2021 N0873500000821003289-3 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 2) признана не соответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "п. 2 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ - несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 44-ФЗ, в случае закупок лекарственных средств дополнительно п.п. 1, 2 ч. 10 ст. 31 44-ФЗ, а именно отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов III класса опасности, согласно п.16.1., пп.2 п.18.2 аукционной документации, установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, либо действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности и договор о передаче отходов лицензированной организации, осуществляющей обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, что указывает на несоответствие участника закупки требованиям документации". П.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
?Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также ?требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Комиссией Управления установлено, что пунктом 16.1 Информационной карты аукционной документации предъявлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, либо действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности и договор о передаче отходов лицензированной организации, осуществляющей обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 12 п. 30 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от от 26 декабря 2020 года N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности". Одновременно с этим, пп. 2 пункта 18.2 Информационной карты аукционной документации установлено требование о необходимости представления в составе второй части, в том числе, следующих документов: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, либо действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности и договор о передаче отходов лицензированной организации, осуществляющей обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 12 п. 30 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от от 26 декабря 2020 года N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил,что участником закупки ООО "МЖС Груп" в составе заявки на участие в данном электронном аукционе представлена лицензия N 077 377 от 02.06.2016.
Вместе с тем в техническом задании Заказчиком присутствует указание на конкретные классы опасности, для работы с которыми требуется лицензия, а именно на III и IV, однако представленная Заявителем лицензия дает право исключительно на сбор и транспортировку отходов IV класса опасности, что не соответствует требованиям документации.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что в соответствии с п.п. 5.3.3 п. 5.3. Проекта Государственного контракта, входящего в состав документации аукциона в электронной форме, установлено, что Исполнитель вправе: "Привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п. по видам (содержанию) услуг, предусмотренных в Техническом задании. При этом Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки
ООО "МЖС Груп" присутствовала копия лицензии N077 075 от 1 июня 2018 г. выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО "ЗигЗаг", с наличием в ней недостающего III класса опасности, который требуется в соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию для оказания услуг по данной закупке.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что п.16.1 Информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии лицензии на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с правом выполнения следующих видов работ (услуг), именно к участникам закупки, а не к иным юридическим лицам, с которыми планируется осуществить в последующем совместную деятельность, в данном случае с ООО "ЗигЗаг".
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает участие в закупках нескольких юридических лиц, выступающих на стороне участника закупки, в том числе в форме консорциума (простого товарищества).
Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из буквального толкования диспозиции приведенной статьи, на стороне участника закупки может выступать только юридическое или физическое лицо в единственном числе, множественность лиц в этом случае не предполагается, а значит - невозможна в рамках проведения закупок по правилам Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках положений Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность подтверждения соответствия участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе посредством представления сведений, относящихся к иным юридическим лицам.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1, ч.2 и ч.2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что в технической части аукционной документации Заказчиком присутствует указание на конкретные классы опасности, для работы с которыми требуется лицензия, а именно на III и IV классы.
В соответствии с п.16.1, 18.2 информационной карты аукционной документации, устанавливающих единые требования к участникам и требования к составу вторых частей соответственно, указание на конкретные виды работ в соответствии с конкретными классами опасности отсутствует.
Исходя из положений аукционной документации, участники закупки вправе представить, например, лицензию только на IV класс опасности, что формально будет соответствовать требованиям указанных положений аукционной документации, но одновременно, не будет свидетельствовать о правомочности участника исполнить контракт самостоятельно в полном объеме.
Так, очевидно, что информационная карта аукционной документации, которая в свою очередь устанавливает требования к участникам закупки и составу их заявок, должна содержать в себе полный перечень сведений предоставляемых участниками в составе заявок, в данном конкретном случае, указание на конкретные виды работ, которые должны быть включены в лицензии участников закупочной процедуры.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МЖС Груп" на действия аукционной комиссии ГКУ "Дирекция ДОНМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.А. Сологов
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05 (077-146)
to77-lushnikova@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 мая 2021 г. N 077/06/106-8700/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021