Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России,
а также в отсутствие представителей ООО "Авантаж", о времени, порядке рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NЕО/28812/21 от 20.05.2021),
рассмотрев жалобы ООО "Авантаж" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при
проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку шовного материала (Закупка N 0373100094321000397) (далее -аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕО/28812/21 от 20.05.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в жалобе указывает на неправомерное описание объекта закупки, отличное от указанного в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также на отсутствие обоснования необходимости Заказчика описания объекта закупки подобным образом, что противоречит Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что позиции КТРУ не содержат сведений "Описание товара, работы, услуги", в связи с чем в соответствии с п.7 Правил использования КТРУ Заказчик при описании объекта закупки руководствовался положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по п.68 "Нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната", п.69 "Нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната", п.70 "Нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната", п.71 "Нить хирургическая из полигликоната", п.72 "Нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната", а именно Заказчиком установлено требование "Срок полного рассасывания: 180 дней", поскольку, по мнению Заявителя, срок полного рассасывания указывается производителями таких товаров во временном диапазоне, кроме того, срок полного рассасывания зависит от метаболических особенностей того или иного пациента.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования к оспариваемом товарам на основании потребности Заказчика в получении товаров, обладающих характеристиками, установленными в аукционной документации, при этом согласно информации из открытых источников в сети "Интернет" производители шовного материала указывает срок рассасывания "180 дней" (например, https://nda.ru/suture/maxon).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления Заявитель не явился и не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Также согласно доводам жалобы совокупности характеристик поставляемых товаров по п.24 "Хирургический стерильный жгут", п.34 "Лента хирургическая стерильная, синтетическая, полифиламентная" установленных Заказчиком в технической части аукционной документации, соответствует товар единственного производителя Этикон.Инк (США).
На заседании Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком определены, в том числе следующие требования к поставляемым товарам:
-по п.24 "Хирургический стерильный жгут": "Хирургический стерильный жгут из силикона, для защиты и отличия артерий, вен, нервов, мочеточников: Соответствие", "Количество отрезков: не более 2 шт", "Длина отрезков жгута: не менее 42 и не более 47 см", "Диаметр отрезков жгута: не менее 1,7 и не более 2,2 мм", "Цвет жгута: белый", "Одинарная индивидуальная стерильная упаковка, обеспечивающая доступ в одно движение к внутреннему вкладышу: Наличие";
-по п.34 "Лента хирургическая стерильная, синтетическая, полифиламентная": "Лента хирургическая стерильная, синтетическая, полифиламентная: Соответствие"; "Изготовлена из нейлона, окрашена в светлый цвет: Наличие", "Ширина ленты: не более 6 мм", "Длина ленты: не менее 67 и не более 70 см", "Индивидуальная одинарная стерильная упаковка, защищающая содержимое от влаги: Наличие", "Упаковка (индивидуальная и групповая) содержит полную информацию о наименовании изделия, составе и параметрах для контроля за содержимым после извлечения из индивидуальной упаковки и размещения на стерильном столе: Наличие", "Количество индивидуальных упаковок в групповой: Не менее 12 шт", "Упаковка картонная, с герметичным покрытием из полиэтилена, содержит инструкцию на русском языке: Наличие".
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения об иных производителях, совокупности требований которым соответствуют товары по п.24 "Хирургический стерильный жгут", п.34 "Лента хирургическая стерильная, синтетическая, полифиламентная".
Комиссия Управления отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников закупки и напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемому товару по п.47 "Наконечники для безвоздушного распыления клея гемостатического": "Форма поставки: наконечник для безвоздушного распыления клея и две сменные насадки в стерильном блистере из полиэтилена и материала Тайвек" с использованием товарного знака Тайвек (TyvekR) без возможности поставки эквивалентного товара.
При этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика подтвердил, что "Тайвек" является товарным знаком, а также затруднился опровергнуть данный довод жалобы.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителей Заказчика Комиссия Управление приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Авантаж" на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Члены Комиссии Д.А. Аносов
А.С. Леонтьева
Исп. Аносов Д.А. (495) 784-75-05 (077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 мая 2021 г. N 077/06/106-8694/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021