Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей сторон:
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "АКВИЛОН" (далее - Заявитель, ООО "АКВИЛОН"):
- _, на основании доверенности от 17.05.2021 N 1,
государственного Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "Черногорская МБ"):
- _, на основании доверенности от 11.01.2021 года б/н,
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп Хакасии, уполномоченный орган):
- _, на основании доверенности от 11.01.2021 N 2,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "АКВИЛОН" на действия государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Черногорская МБ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка N 0380200000121001897) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который ненадлежащим образом сформировал описание объекта закупки.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 600 000,00 рублей;
3) источник финансирования - за счет средств полученных в рамках регионального проекта Республики Хакасия "Борьба с онкологическими заболеваниями" подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, паллиативной медицинской помощи, включая сестринский уход" государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Хакасия";
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе ЭА/21-001943 от 29 апреля 2021 г. утверждена главным врачом ГБУЗ РХ "Черногорская МБ" (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия);
6) дата и время начала подачи заявок 29.04.2021 12:21;
7) дата и время окончания подачи заявок 13.05.2021 08:00;
8) дата и время проведения аукциона 17.05.2021 09:35;
9) Аукцион признан несостоявшимся (подана единственная заявка от ИП Румянцевой В.В., которая признана соответствующей установленным требованиям).
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не верно выбрана позиция КТРУ 26.60.11.113-00000096, тогда как с учётом необходимости функции "скопии" (пункты 1.3, 2.1.1-2.1.4 Технического задания), необходимо было использовать позицию КТРУ 26.60.11.112-00000007.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункта б) пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Объектом спорной закупки является поставка и ввод в эксплуатацию системы рентгеновской диагностической стационарной общего назначения, цифровой.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в установленных характеристиках позиции КТРУ 26.60.11.113-00000096, помимо прочих, имеется обязательная для применения характеристика "Возможность проведения рентгеноскопии", что прямо указывает на возможность поставки аппарата под указанным КТРУ с функцией рентгеноскопии, как и без неё, в зависимости от потребности Заказчика, которая в данном случае имеется, в связи с чем, и были указаны обоснованные дополнительные характеристики, связанные с функцией скопии.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что наименование объекта закупки фактически соответствует наименованию позиции КТРУ 26.60.11.113-00000096 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая", говорить о ненадлежащем выборе Заказчиком позиции КТРУ, не представляется возможным. Доказательств надлежащим образом подтверждающих обратное Заявителем не представлено. Таким образом, довод не обоснован.
2. Согласно доводу Заявителя, указанные Заказчиком характеристики по КТРУ не совпадают с дополнительными требованиями Технического задания.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Установлено, что в Техническом задании Заказчиком указаны характеристики из КТРУ, в том числе:
- анодное напряжение, максимальное - 125, киловольт.
Также Заказчиком указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, в том числе по пункту 3.1.2 Технического задания:
- диапазон изменения анодного напряжения, кВ - не уже 40-150.
Между тем, согласно ГОСТ Р 55772-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые. Технические требования для государственных закупок, который использовал Заказчик при описании объекта закупки, к основным техническим характеристикам, указываемым в техническом задании на торги относят в том числе:
6.1.4. Рентгеновское питающее устройство:
- диапазон анодного напряжения, кВ, не менее.
Таким образом, Комиссия соглашается с доводом Заявителя об указании Заказчиком в описании объекта закупки противоречивых значений по характеристике "анодное напряжение", что также не соответствует требованиям, условным обозначениям, терминологии, указанной в ГОСТ 55772-2013 (вместо предусмотренных ГОСТом слов "не менее" Заказчик указывает "не уже") и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлено требование к году выпуска продукции.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Техническом задании (после табличной части) Заказчиком указано, что "Все предлагаемое оборудование должно быть новым, ранее неиспользованным, исправным и выпущено не ранее 2021 года". Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчик в некоторых пунктах не использует корректные формулировки и терминологию в соответствии с ГОСТ 55772-2013 либо подменяет рекомендованные ГОСТ понятия.
Как уже отмечалось ранее, ГОСТ 55772-2013 устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок на комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые, предназначенные для общей диагностики.
Основные технические характеристики, указываемые в техническом задании на торги указаны в пункте 6 ГОСТ 55772-2013, в том числе:
6.1.3. Приемник рентгеновского изображения:
6.1.3.2. Плоская цифровая панель:
- количество пикселей при рентгеноскопии, не менее;
- пространственное разрешение при рентгеноскопии, пар лин./мм, не менее;
- доза на кадр при контрастной чувствительности 1%, мкГр, не более.
Между тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании объекта закупки не использованы вышеуказанные (указанный перечень не является исчерпывающим) показатели, требования, условные обозначения, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены ГОСТ 55772-2013, а также без надлежащего обоснования необходимости их использования указаны показатели, требования, условные обозначения и терминология, отличные от указанного ГОСТа. Например,
- номинальная электрическая мощность, кВт, не менее 50 (в пункте 6.1.4 ГОСТ 55772-2013 - "максимальная мощность генератора, кВт, не менее");
- диапазон изменения количества электричества, мАс, не уже 0,1-100 (в пункте 6.1.4 ГОСТ 55772-2013 - "диапазон изменения количества электричества, мА·с, не менее").
4. Согласно доводам Заявителя, Заказчик указывает при описании объекта закупки противоречивые требования и приводит ненадлежащее, нелогичное обоснование своих потребностей (пункты 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.10-1.11, 1.13, 1.22, 3.1.13, 8.18.3-8.18.8 Технического задания).
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТ и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
При описании объекта закупки Заказчик вправе указывать характеристики товара, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункта 7.2 ГОСТ 55772-2013 в Техническое задание возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
В пункте 6.1.8 ГОСТ 55772-2013 указано, что специальное программное обеспечение заполняется в соответствии с потребностями заказчика (лечебно-профилактического учреждения).
В пункте 3 Примечания к пункту 6.1.15.1 ГОСТ 55772-2013 сказано, что только в исключительных случаях максимальная масса пациента может составлять 135 кг. Как правило, стол-штатив должен иметь коэффициент запаса, позволяющий провести исследования пациента с существенно большей массой.
Комиссией антимонопольного органа проанализированы характеристики по спорным позициям Технического задания и установлено, что по всем позициям Заказчиком указано обоснование необходимости использования таких показателей, в том числе со ссылкой на конкретный пункт ГОСТа 55772-2013. Несогласие Заявителя с позицией Заказчика по обоснованию необходимости отдельных характеристик требующегося к поставке товара при отсутствии документальных доказательств заявленных доводов, не может свидетельствовать о их обоснованности.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, которые привели к ограничению количества участников конкретной закупки, и подтверждающие обоснованность своих доводов, Заявитель не представил, в виду чего, такие доводы признаются необоснованными.
Вместе с тем, жалобу ООО "АКВИЛОН" следует признать частично обоснованной.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 указанного Постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878 (далее - Порядок), и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Следовательно, в соответствии с Постановлением N 878, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и ограничения допуска радиоэлектронной продукции заказчиком в ЕИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения таких запрета и ограничения, составленное в соответствии с Порядком.
Пунктом 3 Порядка определено, что обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно извещению, Заказчиком выбран код позиции КТРУ 26.60.11.113-00000096 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая", предусмотренный Перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, 29.04.2021 одновременно с извещением о проведении закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Вместе с тем, из данного обоснования невозможно однозначно определить обстоятельство, обуславливающее невозможность соблюдения ограничения, поскольку в обосновании имеется ссылка и указание, как на подпункт а), так и на подпункт б) пункта 2 Порядка, тогда как необходимо выбрать что-то одно.
Как пояснил представитель Заказчика на заседании Комиссии, невозможность соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств обусловлена тем, что радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным Заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции (т.е. обстоятельство, указанное в подпункте б) пункта 2 Порядка).
При этом согласно письма Минпромторга России от 24.09.2019 N ПГ-11-7984 в Реестре указано оборудование и его производитель. Соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком, можно выяснить у производителя оборудования.
Вместе с тем, в обосновании Заказчика отсутствует указание на характеристики, по которым оборудование, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Следовательно, обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не соответствует требованиям подпунктов а) и г) пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением N 878, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учётом выявленных нарушений, в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии, а также оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АКВИЛОН" обоснованной в части несоблюдения правил описания объекта закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 2 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 19 мая 2021 г. N 019/06/33-452/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021