На основании поступившей информации от АО "Дирекция республиканских рынков" (далее - Заявитель) (вх. N 4425 от 12.05.2021 г.), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия) в составе:
- _., заместителя руководителя управления, руководитель комиссии,
- _., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- _., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- _., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
в период с в период с 17.05.2021 года по 28.05.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственных заказчиков, уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии при проведении следующих электронных аукционов:
1. на поставку продуктов питания (говядина замороженная) на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121001871);
2. на поставку продуктов питания (мясо и субпродукты) на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121001847);
3. на поставку продуктов питания (молоко питьевое, ультрапастеризованное) на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121001881);
4. на поставку продуктов питания (молоко питьевое) на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121001869);
5. на поставку продуктов питания (масло сливочное) на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121001853),
по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
При этом 14.05.2021 года на основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена Заявителю без рассмотрения.
Вместе с тем, Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
1. В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0380200000121001871, документацией о закупке на поставку продуктов питания (говядина замороженная) на 2 полугодие 2021 года, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 028 919,90 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) документация об аукционе N ЭА/21-001759 от 28 апреля 2021 г. утверждена Председателем Госкомзакупа _.;
5) дата и время начала подачи заявок 28.04.2021 17:26;
6) дата и время окончания подачи заявок 11.05.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2021;
8) дата проведения аукциона 13.05.2021;
9) на участие в Аукционе подано 2 заявки, все участники допущены к участию в аукционе;
10) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подал один участник Аукциона, последнее ценовое предложение составило 5 998 775,30 руб.;
11) согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Контракт заключается с ИП Ивановой М.Г.
2. В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0380200000121001847, документацией о закупке на поставку продуктов питания (мясо и субпродукты) на 2 полугодие 2021 года, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 17 340 341,20 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) документация об аукционе N ЭА/21-001738 от 27 апреля 2021 г. утверждена Председателем Госкомзакупа _.;
5) дата и время начала подачи заявок 27.04.2021 15:05;
6) дата и время окончания подачи заявок 11.05.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2021;
8) дата проведения аукциона 13.05.2021;
9) на участие в Аукционе подано 2 заявки, одному из участников комиссия уполномоченного органа отказала в допуске к участию в Аукционе ввиду отсутствия конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным аукционной документации.
10) Контракт заключается с ИП _.
3. В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0380200000121001881, документацией о закупке на поставку продуктов питания (молоко питьевое, ультрапастеризованное) на 2 полугодие 2021 года, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 493 141,74 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4)) документация об аукционе N ЭА/21-001750 от 28 апреля 2021 г. утверждена Председателем Госкомзакупа _.;
5) дата и время начала подачи заявок 28.04.2021 17:56;
6) дата и время окончания подачи заявок 11.05.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2021;
8) дата проведения аукциона 13.05.2021;
9) на участие в Аукционе подано 5 заявок, одному из участников комиссия уполномоченного органа отказала в допуске ввиду отсутствия конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным аукционной документации;
10) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подали пять участников Аукциона последнее ценовое предложение составило 2 602 390,53 руб.;
11) контракт заключается с ИП _.
4. В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0380200000121001869, документацией о закупке на поставку продуктов питания (молоко питьевое) на 2 полугодие 2021 года, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 152 577,97 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4)) документация об аукционе N ЭА/21-001748 от 28 апреля 2021 г. утверждена Председателем Госкомзакупа _.;
5) дата и время начала подачи заявок 28.04.2021 17:19;
6) дата и время окончания подачи заявок 11.05.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2021;
8) дата проведения аукциона 13.05.2021;
9) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
10) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подали 2 участников Аукциона, последнее ценовое предложение составило 6 864 433,47 руб.;
11) контракт заключается с ИП ...
5. В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0380200000121001853, документацией о закупке на поставку продуктов питания (масло сливочное) на 2 полугодие 2021 года, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 620 561,90 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4)) документация об аукционе N ЭА/21-001744 от 27 апреля 2021 г. утверждена Председателем Госкомзакупа _.;
5) дата и время начала подачи заявок 27.04.2021 15:35;
6) дата и время окончания подачи заявок 11.05.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2021;
8) дата проведения аукциона 13.05.2021;
9) на участие в Аукционе подано 6 заявок, одному из участников комиссия уполномоченного органа отказала в допуске к участию в Аукционе ввиду отсутствия конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным аукционной документации;
10) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подали 4 участника Аукциона, последнее ценовое предложение составило 4 215 421,40 руб.;
11) контракт заключается с ООО "МЕГА ОРИОН".
Согласно довода Заявителя уполномоченным органом неправомерно установлен срок окончания подачи заявок на 11.05.2021 года в 08:00, что не позволило АО "Дирекция республиканских рынков" подать заявку в первый рабочий лень после длительных выходных.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Хакасского УФАС России, проанализировав материалы дела, в том числе информацию о сроках подачи заявок, пришла к выводу о том, что уполномоченным органом извещения по вышеуказанным электронным аукционам размещены в соответствии с Законом о контактной системе, то есть не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таких аукционах, а также с учётом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и Письма Минфина России от 27.04.2021 N 24-01-07/32282 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате внеплановой проверки вышеперечисленных электронных аукционов также выявлено следующее.
1. В силу положений части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" часть 7 статьи 34 после слов "цены контракта" дополнена словами "(отдельного этапа исполнения контракта)", после слов "предусмотренных контрактом" дополнена словами "(соответствующим отдельным этапом исполнения контракта)".
В свою очередь пунктом 3.1 проекта контракта установлено, что товар поставляется партиями на основании заявки Заказчика, следовательно, в данном случае предусмотрена этапность поставки товара.
Однако, в пункте 7.4 проекта контракта указан расчет пени для Исполнителя без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Хакасское УФАС России принимает во внимание, что в данном случае Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия использован типовой контракт на поставку продуктов питания, в котором штрафные санкции указаны без отдельного этапа исполнения контракта.
Однако, согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон (пункт 5 статьи 3 ГК РФ).
Поскольку Типовой контракт, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, является подзаконным актом, его положения подлежат применению в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, имеющему большую юридическую силу.
Следовательно, при наличии положений Типового контракта, не соответствующих действующей редакции Закона о контрактной системе, либо в виду отсутствия в Типовом контракте отдельных обязательных условий/требований к положениям контракта, предусмотренных Законом, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Иное противоречило бы гражданскому законодательству и Закону о контрактной системе.
Таким образом, положения пункта 7.4 проекта контракта не соответствуют нормам действующего законодательства, что является нарушением части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пункт 2 Правил).
Согласно пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Вместе с тем, Комиссия Хакасского УФАС России отмечает следующее:
1. по электронному аукциону N 0380200000121001871 использованы позиции КТРУ - 10.11.31.110-00000004 и 10.11.31.110-00000004, при этом, Заказчиком помимо характеристик по указанным позициям КТРУ, также применена и дополнительная характеристики товара - Свежемороженый молодняк.
2. по электронному аукциону N 0380200000121001847 использованы позиции КТРУ - 10.11.11.110-00000002, 10.11.11.110-00000003, 10.11.31.140-00000001 и 10.11.20.110-00000001 при этом, Заказчиком помимо характеристик по указанным позициям КТРУ, также применены и дополнительные характеристики товара - Свежее, молодняк (позициям N1 и 2 технического задания), а также - Говяжья (по позициям N3 и 4 технического задания)
3. по электронному аукциону N 0380200000121001881 использована позиция КТРУ - 10.51.11.000-00000007, при этом, Заказчиком помимо характеристик по указанной позиции КТРУ, также применена и дополнительная характеристики товара - Без замораживания.
4. по электронному аукциону N 0380200000121001869 использована позиция КТРУ - 10.51.11.000-00000008, при этом, Заказчиком помимо характеристик по указанной позиции КТРУ, также применена и дополнительная характеристики товара - Без замораживания.
Таким образом, в документации о закупке отсутствует обоснование использования такой информации, что свидетельствует о несоблюдении пункта 6 Правил, утв. Постановлением N 145, и является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В действиях Уполномоченного органа, допустившего вышеуказанные нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Предписание об устранении выявленных нарушений Комиссией антимонопольного органа решено не выдавать, поскольку доказательства того, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях уполномоченного органа выявлены нарушения части 6 статьи 23 и части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель комиссии Члены комиссии
|
_ _ _ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021