Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствии представителей КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края, Терентьева А.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу Терентьева А.А. и материалы дела N 027/06/65-680/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба гр. Терентьева А.А. на действия заказчика - КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (левофлоксацин) (извещение N 0322200031021000063).
Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение заказчиком порядка предоставления разъяснений аукционной документации, а также ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации, которой ограничил его право на участие в закупке, что нарушает Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322200031021000063 о проведении электронного аукциона форме размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.05.2021.
Объект закупки: поставка лекарственных препаратов (левофлоксацин).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 610,00 рублей.
Изучив материалы дела N 027/06/65-680/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
17.05.2021 заявителем подан следующий запрос о даче разъяснений положений аукционной документации:
"1. Допускается ли участие в Вашем аукционе физического лица, являющегося плательщиком налога на профессиональный доход с оформлением самозанятости?
2. Какие документы необходимо представить в составе заявке самозанятому гражданину для участия в Вашем аукционе?
3. В случае подачи заявки на участие в торгах от самозанятого гражданина, будет ли такая заявка допущена к определению поставщика (подрядчика, исполнителя)?
4. В случае победы в торгах, будет ли самозанятый гражданин признан победителем?
5. Какова будет сумма контракта с самозанятым гражданином относительно предложенной им цены на торгах, и каким образом будет производиться расчет по контракту с самозанятым гражданином с точки зрения уплаты налогов?"
18.05.2021 Заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания:
"Участвовать имеют право субъекты малого предпринимательства, занесенные в реестр СМП.
У поставщика по видам деятельности должно быть прописано "оптовая торговля лекарственными препаратами".
Обязательно должна быть лицензия на торговлю лекарственными препаратами. На каждую группу лекарственных препаратов выдается отдельная лицензия".
Вместе с тем, в нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в разъяснениях положений аукционной документации отсутствует предмет запроса, отсутствует однозначный ответ на поставленные в запросе вопросы.
Кроме того, согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также п.10 раздела II аукционной документации "Информационная карта" документы для подтверждения соответствия требованию п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не предоставляются, требования о наличии лицензии у участников аукциона не установлены.
Таким образом, указание в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации требования на наличие лицензии на торговлю лекарственными препаратами изменяют суть аукционной документации, что является нарушением ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В указанной части жалоба является обоснованной.
При этом Заявитель в свей жалобе указывает, что Заказчик при ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации должен был руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2019 N474-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N 474-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 474-ФЗ установлено внести в статью 25.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" следующие изменения:
1) в пункте 4 части 2 слова "заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации" заменить словами "юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", иными лицами, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства";
2) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства организует в порядке и на условиях, которые установлены советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, оказание на возмездной основе услуг на основании договоров (соглашений), заключаемых с лицами, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе с юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 4 настоящей статьи".
Таким образом, как следует из приведенных норм, Закон N 474-ФЗ не регулирует отношения между заказчиками и участниками закупок в рамках Закона о контрактной системе. В связи с чем, указанный довод подлежит отклонению.
Жалоба в указанной части является необоснованной.
При этом в ходе внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе, документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление, лекарственных препаратов.
Согласно п. 34 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Частью 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со ст. 54 Закона об обращении лекарственных средств, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Также в соответствии со ст. 53 Закона об обращении лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе и медицинским организациям.
В соответствии с Перечнем выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, являющимся приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения
3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что объект рассматриваемой закупки включает в себя оптовую поставку лекарственных средств, следовательно, Заказчику в рассматриваемом случае необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно, если участник закупки не является производителем лекарственных средств - о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности". Если участником закупки является производитель лекарственных средств, то участник закупки в составе своей заявки предоставляет лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств".
Вместе с тем, указанное требование к участникам закупки в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации не установлено, что является нарушением п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу гр. Терентьева А.А. на действия заказчика - КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (левофлоксацин) (извещение N 0322200031021000063) обоснованной в части нарушения порядка разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим п.1 ч.1 ст. 31, ч.4 и ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 мая 2021 г. N 7-1/209
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2021