Резолютивная часть решения оглашена "20" мая 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" мая 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей
управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области - _,
комитета государственного заказа Тамбовской области _.,
в отсутствие представителей ООО "Строй-Электро-Монтаж-21", уведомленного о времени и дате рассмотрения надлежаще,
рассмотрев посредством видеоконферец-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Электро-Монтаж-21" (далее - Заявитель, Общество) на действия управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200003021001277 на строительство автомобильной дороги по ул. Советская и ул. Запрудная в границах микрорайона "Донской" в Тамбовском районе (Освещение) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 20.04.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021001277 о проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство автомобильной дороги по ул. Советская и ул. Запрудная в границах микрорайона "Донской" в Тамбовском районе (Освещение) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 78 802 136,40 руб.
ООО "Строй-Электро-Монтаж-21", считая документацию Конкурса несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пояснения сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель указывает, что проектная документация заказчика содержит указание на конкретные товары конкретных производителей с указанием их товарных знаков, при этом, возможность поставки товаров-эквивалентов Заказчиком не установлена, а параметры эквивалентности не определены.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
С учетом изложенного, в случае, если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара, за исключением допустимых в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе случаев.
Установлено, что согласно локальному сметному расчету N04-01-04 и другим разделам проекта, размещенного в ЕИС, в рамках исполнения контракта необходимо, в том числе установить "Выключатели автоматические: "IEK" ВА47-29 1Р 16А, характеристика С".
Также в проектной документации есть указание на применение "светодиодных светильников марки GALAD Волна LED-200-ШБ3/У50 и GALAD Волна Мини LED-40-ШБ2/У60 premio".
При этом, конкурсная документация не содержит условия о возможности использования эквивалентного товара при выполнении работ.
В ходе рассмотрения настоящего дела Заказчик и его представители не обосновали и не представили доказательств тому, что поименованные в проектной документации конкретные товары конкретных производителей с использованием товарного знака является обязательными к применению при исполнении контракта в силу несовместимости эквивалентных товаров с имеющимися у Заказчика или обеспечивает необходимость взаимодействия.
В своих устных и письменных пояснениях представители Заказчика и Уполномоченного органа сообщили, что в конкурсной документации есть в Приложении N 1 к контракту "Проектно-сметная документация" следующее примечание: "Вниманию участников закупки! Указания в проектно-сметной документации, а так же в отдельных документах, входящих в ее состав (сметах, дефектных ведомостях, проектно - сметных расчетах и т.д.), в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименование производителя не относятся к описанию объекта закупки и требованиям к товарам, используемым при выполнении работ (оказании услуг)".
Однако, проект контракта содержит условия, обязывающие подрядчика выполнять работы в строгом соответствии с проектной документацией.
Согласно п. 1.2 проекта контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении подрядчика), документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
В п. 5.3 проекта контракта установлена следующая обязанность Подрядчика:
"Обеспечивать:
выполнение работ в полном объеме в соответствии с проектной и рабочей документацией и в установленные Контрактом сроки в соответствии с Приложением N 5 к Контракту (График выполнения строительно-монтажных работ);
наличие всех необходимых для строительства материалов и оборудования;
соответствие качества выполняемых работ, используемых материалов и оборудования проектной документации, условиям Контракта, требованиям государственных и отраслевых стандартов, строительных норм и правил, иных нормативных документов_".
В приложении N7 к контракту "Техническое задание" Заказчиком указано, что "работы должны выполняться в полном соответствии:
- с условиями контракта;
- с проектно-сметной документацией (Приложение N1 к Контракту), СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266), СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, СП 42.13330.2016, ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17 марта 2004 N ОС-28/1270-ис), а так же иными техническими регламентами, Градостроительным кодексом, нормативно-правовыми актами РФ и Тамбовской области".
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявитель жалобы не обосновал и не представил доказательств невозможности его участия в закупке в связи с выявленным нарушением законодательства о контрактной системе в рассматриваемой части.
2. Заявитель указывает, что Заказчик при установлении требований к документам о квалификации участника допустил представление документов об исполнении контрактов на сумму 10% от начальной максимальной цены контракта. Заявитель считает, что Заказчик необоснованно расширил возможность предоставления таких документов лицам, не имеющим опыта работ сопоставимых по масштабу.
Какие именно нормы действующего законодательства нарушил Заказчик и как это нарушает права и законные интересы Заявителя Общество в своей жалобе не указало.
Комиссия Тамбовского УФАС России не установила нарушений законодательства о контрактной системе в обжалуемой Заявителем части установления порога стоимости исполненных контрактов в размере 10% от цены рассматриваемой закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Тамбовского УФАС России Заявитель не явился и не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и иных подзаконных актов указанной сферы законодательства.
Заявитель не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства того, что обжалуемые им положения документации о закупке необоснованно создают одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
3. В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 54.2 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской федерации нерабочих дней в мае 2021 года" с 4 по 7 мая 2021 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В связи с этим Минфин России в своем письме от 27.04.2021 N 24-01-07/32282 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" сообщило следующее.
"Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлены различные требования к исчислению сроков осуществления различных действий, в том числе требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, на положениях которого основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные положения предусмотрены статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 242 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 44-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242".
Установлено, что извещение N 0164200003021001277 о проведении открытого конкурса в электронной форме опубликовано на официальном сайте в ЕИС 20.04.2021.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.05.2021 в 07:00 часов.
Таким образом, с учетом нерабочих дней с 4 по 7 мая 2021 года, срок подачи заявок на участие в рассматриваемом конкурсе составил 12 рабочих дней вместо 15, как предусмотрено ч. 1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе и продления срока приема заявок.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что у Заказчика имелась возможность внесения изменения в конкурсную документацию с соблюдением требований части 4 статьи 54.2 Закона о контрактной системе.
Однако, Заказчик, не приняв меры по продлению срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0164200003021001277, нарушил ч. 1 ст. 54.2 Закона о контрактной системе.
Рассмотренные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что жалобы на выявленное нарушение при проведении внеплановой проверки в Тамбовское УФАС России не поступали.
Учитывая, что на участие в рассматриваемой закупке подано 7 заявок, а Заявитель жалобы не доказал невозможность его участия в закупке, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание по данной закупке не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Электро-Монтаж-21" обоснованной в части первого довода жалобы.
2. Признать Заказчика - управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области нарушившим ч. 1 ст. 54.2, ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2, ч. 8 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е..,
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 мая 2021 г. N 068/06/54.3-406/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021