Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: . - заместитель руководителя управления; члены Комиссии: . - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; . - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Удмуртского Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации Инвалидов Федерация футбола инвалидов России (далее - Заявитель, РО УР ФФИР) на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме зз-19804 - 2021 "Шифр: 94-2021-нр1690 Поставка оборудования в целях реализации федерального проекта "Точки Роста" национального проекта "Образование" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121005615, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Удмуртского Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации Инвалидов Федерация футбола инвалидов России (далее - Заявитель, РО УР ФФИР): . (доверенность от 17.05.2021),
представителей заказчика - Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Заказчик): .. (доверенность N139), . (доверенность N138), . (доверенность N141);
представителей ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): . (доверенность N14-юр от 25.02.2021), . (доверенность N4-юр от 25.12.2020);
УСТАНОВИЛА:
18.05.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N3129э). Заявитель указывает в жалобе на следующие доводы:
По мнению Заявителя:
1) Аукционная документация содержит в своем составе требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки, также имеются несоответствия закупаемого товара в извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации.
2) Заказчиком в Аукционной документации предъявлены завышенные требования к объектам закупки.
3) Заказчиком неправомерно не установлено ограничения на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1236.
4) В действиях Заказчика содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы, представили в материалы дела письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и доказательства, направленные в материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, сведения и информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
05.04.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) документацию и извещение о проведении электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 214 499 311,22 рублей.
20.05.2021 - дата окончания подачи заявок.
24.05.2021 - дата проведения Аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.05.2021 на участие в аукционе подано две заявки. Обе заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям документации, допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.05.2021 победителем аукциона признана заявка участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта и соответствующий требованиям документации.
1) Рассмотрев первый довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным в связи со следующим.
Аукцион проводится в целях реализации национального проекта "Образование".
Паспорт национального проекта "Образование" утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16).
Национальный проект "Образование" включает следующие федеральные проекты: 1. Современная школа; 2. Успех каждого ребенка; 3. Поддержка семей, имеющих детей; 4. Цифровая образовательная среда; 5. Учитель будущего; 6. Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования); 7. Новые возможности для каждого; 8. Социальная активность; 9. Экспорт образования; 10. Социальные лифты для каждого.
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, утверждены методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (Распоряжение Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6) (далее Рекомендации).
Рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (раздел 1 Рекомендаций). Требования, приведенные в Распоряжениях, являются минимальными.
Требования к помещениям, комплектованию оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания указаны в разделе 3 Рекомендаций.
Рекомендации по использованию стандартного комплекта оборудования Центра "Точка роста" при реализации программ естественно-научной и технологической направленностей и примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, содержатся в Приложениях NN 5 и 6 к Рекомендациям, являющимся обязательными для Заказчика по Аукциону.
В рамках Аукциона закупается 23 позиции оборудования. В извещении о проведении Аукциона в электронном виде установлен код ОКПД2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Рассмотрев Часть II. Описание объекта закупки: Техническое задание Аукционной документации, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что к поставке требуется оборудование в целях реализации федерального проекта "Точки Роста" национального проекта "Образование". Данное оборудование объединено в единые комплексы для освоения обучающимися учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей. Перечень оборудования, входящего в вышеуказанные комплексы, соответствует оборудованию, указанному в Приложениях NN 5 и 6 Рекомендаций.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что данное оборудование технологически и функционально связано между собой, поскольку все приобретаемое оборудование используется как единый комплекс для освоения обучающимися учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей. Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что Аукцион проводился в целях обеспечить победу какого-то конкретного хозяйствующего субъекта, либо в целях устранения или ограничения конкуренции, не представлено. Также Заявитель не представил доказательств либо мотивированных пояснений, подтверждающих, что участие в Аукционе фактически является для него невозможным.
2) Рассмотрев второй довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным в связи со следующим.
В пункте 13 Часть II Описания объекта закупки: Техническом задании (Аукционной документации) указан товар "Методический комплект демонстрации химических реактивов (Тип 2)", который относится к предметной области "Биология".
Характеристики указанного товара включают следующие показатели, единицы измерения показателей и значения показателей:
8
Датчик освещенности
наличие
8.4
Нижняя граница диапазана измерения освещенности
лк
от 0
8.5
Нижняя граница диапазана измерения освещенности
лк
до не ниже 180000
12
Датчик температуры окружающей среды
наличие
Верхняя граница диапазона измерения
°С
от не выше - 40
12.1
Нижняя граница диапазона измерения
°С
до не ниже + 60
В пункте 1 таблицы N 2 Приложения N 6 к Рекомендациям указано, что Цифровая лаборатория по биологии (ученическая) включает, в том числе следующие технические характеристики:
- "Датчик освещенности с диапазоном измерения не уже чем от 0 до 180000 лк".
- "Датчик температуры окружающей среды с диапазоном измерения не уже чем от -20 до +40"
Таким образом, характеристики товара, указанные в подпунктах 8.4, 8.5, 12.1 пункта 13 Описания объекта закупки: Техническом задании (Часть II Аукционной документации), соответствуют характеристикам оборудования, предусмотренным пунктом 1 таблицы N 2 Приложения N 6 к Рекомендациям, в связи с чем, установив данные характеристики товара Заказчиком не предъявлены завышенные требования к оборудованию, при этом, как указано выше, в Рекомендациях прямо предусмотрено, что содержащиеся в Рекомендациях требования являются минимальными, следовательно, Заказчик вправе предусмотреть в Аукционной документации улучшенные требования.
Со стороны Заявителя не приведено мотивированных пояснений либо доказательств, подтверждающих, что установление вышеуказанных требований в Техническом задании Аукционной документации связано не с совершенствованием условий для повышения качества образования в образовательных учреждениях (согласно разделу 1 Рекомендаций), а устранение либо ограничение конкуренции.
3) Рассмотрев третий довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - ПП РФ 1236).
В соответствии с пунктом 2 ПП РФ N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) ПП РФ N 1236 для целей применения пункта 2 ПП РФ N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 12 Описания объекта закупки: Техническом задании (Часть II Аукционной документации) указан товар "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике", одной из характеристик которого является встроенное программное обеспечение, позволяющее осуществлять настройку модуля технического зрения - настройку. В соответствии с пп. 15 п. 13 Технического задания указан товар "Методический комплект демонстрации химических реактивов (Тип 2)", одной из характеристик которого является "Программное обеспечение".
Программное обеспечение, указанное в подпункте 30.4 пункта 12, подпункте 15 пункта 13 Описания объекта закупки: Техническом задании (Часть II Аукционной документации), не соответствует определению программного обеспечения, указанному в пункте 2(1) ПП РФ N 1236, т.к. в Техническом задании не предусмотрена поставка вышеуказанного программного обеспечения на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи и др. Кроме этого, указанное в данных пунктах Технического задания программное обеспечение является встроенным и не предполагает его отдельную установку. Доказательств либо мотивированных пояснений, опровергающих данный вывод, со стороны Заявителя не представлено.
Таким образом, неустановление в Аукционной документации запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ПП РФ N 1236, является правомерным, т.к. ПП РФ N1236 распространяется на программное обеспечение, указанное в п. 2(1) данного Постановления.
4) Рассмотрев четвертый довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Аукцион проводится в рамках реализации национального проекта "Образование" и перечень оборудования сформирован Заказчиком в соответствии с Рекомендациями, описание объекта закупки осуществлялось Заказчиком в соответствии с Приложениями NN 5 и 6 к Рекомендациям, при этом данные Рекомендации, как указано выше, приняты Минпросвещением России, направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях.
При этом в рамках Аукциона приобретаемые товары относятся к одному коду ОКПД2 - 32.99.53.130 ("Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные"), данные товары связаны между собой функционально и технологически, предназначены для их совместного использования в образовательных целях при реализации федерального проекта "Точки Роста" национального проекта "Образование", в соответствии с Рекомендациями, являющимися обязательными для Заказчика; при этом включение в описание объекта закупки требований объективно обусловлено потребностями Заказчика и спецификой его деятельности, что соответствует принципу эффективного и рационального расходования бюджетных средств, а также фактически удовлетворяет потребности Заказчика.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 28.09.2020 по делу NА46-12288/2019 и др.
Доказательств, подтверждающих, что Аукцион проводился в целях обеспечить победу какого-то конкретного хозяйствующего субъекта, либо в целях устранения или ограничения конкуренции, не представлено. Также Заявитель не представил доказательств либо мотивированных пояснений, подтверждающих, что участие в Аукционе фактически является для него невозможным.
Таким образом описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, что не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что оборудование, подлежащее поставке, с кодом ОКПД2 32.99.53.130 отсутствует в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), в связи с чем Заказчиком правомерно в Аукционной документации не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения субъектами контроля Закона о контрактной системе по указанным в жалобе обстоятельствам Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Удмуртского Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации Инвалидов Федерация футбола инвалидов России на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме зз-19804 - 2021 "Шифр: 94-2021-нр1690 Поставка оборудования в целях реализации федерального проекта "Точки Роста" национального проекта "Образование" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121005615) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
___________ .
___________ .
___________ . |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 мая 2021 г. N 018/06/106-442/2021 (ключевые темы: аукционная документация - государственные и муниципальные нужды - национальный проект образование - техническое задание - компьютер)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021