Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - Министерства физической культуры и спорта Пензенской области:
- <_> - представителя по доверенности,
- <_> - представителя по доверенности,
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:
- <_> - представителя по доверенности,
со стороны подателя жалобы ООО "ПСС" (представитель Общества присутствовал после перерыва в качестве слушателя в связи с отсутствием надлежащим образом оформленной доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ПСС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Министерство физической культуры и спорта Пензенской области аукциона в электронной форме "Поставка машины для заливки и уборки льда" (извещение N 0155200002221000263 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
13.05.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "ПСС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Министерство физической культуры и спорта Пензенской области аукциона в электронной форме "Поставка машины для заливки и уборки льда" (извещение N 0155200002221000263 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2021).
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 19.05.2021 в 14 часов 00 минут.
Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20, от 29.05.2020 N МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.
По мнению подателя жалобы, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлены необоснованные и завышенные показатели предполагаемого к поставке оборудования, которым соответствует товар единственного производителя WM Shira, что ограничивает количество участников закупки.
На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 19.05.2021 N 22/1186, пояснив, что все характеристики подлежащего к поставке оборудования установлены заказчиком исключительно с целью приобретения товара, соответствующего потребностям заказчика. Также указали, что требованиям Технического задания соответствуют как минимум машины двух производителей.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 19.05.2021 N 191, указав, что считает жалобу необоснованной, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных сторонами документов и сведений в целях наиболее полного и объективного рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 16 часов 30 минут 20.05.2021 года, после чего рассмотрение жалобы по существу продолжено.
После перерыва стороны существенных дополнений к ранее изложенным позициям по жалобе не сообщали.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
06.05.2021 уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002221000263, а также документация о проведении электронного аукциона "Поставка машины для заливки и уборки льда".
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 000 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.05.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 17.05.2021.
Дата проведения электронного аукциона - 18.05.2021.
ИКЗ 212583620011458350100100030013099244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Объектом настоящей закупки согласно извещению и пункту 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе является Поставка машины для заливки и уборки льда.
Характеристики закупаемого оборудования установлены заказчиком в Техническом задании (Приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе), в котором указаны в том числе следующие показатели/характеристики, оспариваемые заявителем, а именно:
Наименование объекта закупки, установленных к объекту закупки, его функциональным, техническим (потребительским свойствам), качественным, эксплуатационным характеристикам, требования к качеству |
Значения показателей установленных к объекту закупки его функциональным, техническим, качественным эксплуатационным характеристикам |
Обоснование необходимости характеристик |
Привод колёс |
На все колеса плавно регулируемый |
Обеспечивает равномерное скольжение |
Габариты машины (максимально допустимые размеры позволяющие подъехать машине от места стоянки к месту заливки льда) : |
|
|
Ширина |
Не более* 2520 мм |
максимально допустимые размеры, позволяющие подъехать машине от места стоянки к месту заливки льда |
Ширина колеи |
Не более* 1550 мм |
максимально допустимые размеры, позволяющие подъехать машине от места стоянки к месту заливки льда |
Электродвигатель |
Не менее* 29 кВт |
Данная мощность позволяет укладываться по времени заливки между периодами во время игры |
Зарядное устройство |
Высокочастотное, подключение через 5-полюсную розетку 400В/16А, время зарядки (разрядка на 80%) не более 9 часов |
Позволяет зарядится машине за время ночной стоянки |
Максимальная конструктивная скорость |
Не менее* 12 км/ч |
Позволяет успеть залить лед во время перерыва между периодами во время проведения хоккейных игр |
Электрооборудование |
12 В |
Обеспечивает безопасную эксплуатацию машины |
Диаметр вертикального шнека |
Не менее* 300 мм |
Позволяет добиться требуемого качества льда требуемого регламентом КХЛ |
Водяной бак для заливки |
Не менее* 1000 л. |
Позволяет обрабатывать площадку размером 1800 кв. м |
Ширина обрабатываемой поверхности (длина ножа) |
Не менее* 2300 мм |
Позволяет обрабатывать площадку размером 1800 кв. м за время перерыва между периодами во время проведения хоккейных игр |
А также требование к комплектации машины:
Датчик температуры воды |
Наличие |
Обеспечивает безопасность эксплуатации машины |
По мнению заявителя, указанные выше показатели и характеристики являются необоснованными и завышенными, например:
1) Привод колес - на все колеса плавно регулируемый - обеспечивает равномерное скольжение - необоснованный, т.к. машина перемещается на колесах и соответственно едет, а не скользит;
2) Ширина колеи - указывает на конкретного производителя;
3) Электродвигатель - не менее 29 кВт. - показатель завышен, т.к. достаточно 10 кВт.;
4) Зарядное устройство - Высокочастотное, подключение через 5-полюсную розетку 400В/16А, время зарядки (разрядка на 80%) не более 9 часов - данное требование указывает на конкретную модель, т.к. все машины заряжаются во время ночной стоянки, и наличие конкретного вида розетки на это не влияет;
5) Максимальная конструктивная скорость - не менее 12 км/ч - достаточно 5/7 км/ч;
6) Электрооборудование 12 В - показатель не обоснован, т.к. в любой машине электрооборудование будет являться безопасным;
7) Диаметр вертикального шнека не менее 300 мм. - показатель не обоснован, т.к. в регламенте КХЛ отсутствуют требования к размеру шнека;
8) Водяной бак для заливки - не менее 1000 л. - достаточно 700 л.;
9) Ширина обрабатываемой поверхности (длина ножа) - не менее 2300 мм. - показатель завышен, достаточно длины ножа 1900 мм.;
10) Наличие датчика температуры воды не влияет на безопасность эксплуатации машины.
При рассмотрении жалобы представители заказчика относительно показателей, установленных в Техническом задании, сообщили следующее.
1) Привод колес - на все колеса плавно регулируемый - обеспечивает равномерное скольжение - указывает на обязательное наличие полного привода колес, что позволяет машине при прохождении поворота плавно скользить по льду в том смысле, что заднюю часть машины не заносит;
2) Ширина колеи, а также иные габаритные размеры имеют очень существенное значение, т.к. они определяют возможность эксплуатации машины в конкретном спортивном объекте учитывая, что габариты ледовой коробки, гаража и подъездных путей отличаются в разных объектах. При этом так как выгрузка снега производится в гараже, ширина колеи машины должна соответствовать подъездным путям к яме таяния снега;
3) Электродвигатель - не менее 29 кВт. - заказчиком при расчете показателя учитывалось не только время движения машины во время заливки, но и время подъезда с места стоянки до площадки и обратно с учетом конструкции здания ледовой арены;
4) Зарядное устройство - Высокочастотное, подключение через 5-полюсную розетку 400В/16А, время зарядки (разрядка на 80%) не более 9 часов - данное требование установлено исходя из того, что машина закупается в конкретный спортивный объект с имеющимся электрооборудованием;
5) Максимальная конструктивная скорость - не менее 12 км/ч - показатель установлен с учетом возможной заминки во время заливки льда, чтобы после заливки оставалось необходимое время для застывания и более качественного покрытия арены в итоге;
6) Электрооборудование 12 В - по мнению заказчика такое оборудование устойчиво к замыканиям, что повышает его безопасную эксплуатацию;
7) Диаметр вертикального шнека не менее 300 мм. - показатель основан не на самих требованиях Регламента КХЛ к размеру шнека, а относительно требований по качеству заливки, т.к. чем больше диаметр шнека, тем лучше проходимость ледяной стружки в бункер для снега;
8) Водяной бак для заливки - не менее 1000 л. - исходя из СП 31-112-2007 расход воды для восстановления ледового покрытия составляет 0,5 л/кв.м, таким образом при ледовом поле 1800 кв.м. необходимо 900 литров воды;
9) Ширина обрабатываемой поверхности (длина ножа) - показатель установлен исходя из того, что чем больше длина ножа, тем меньше траектория обработки поверхности, т.е. требуется меньше времени на подготовку льда;
10) Наличие датчика температуры воды важно для машин тех производителей, у которых бак изготавливается из различных ПЭ материалов.
В качестве подтверждения соответствия требованиям Технического задания машин нескольких производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников, заказчиком представлены запросы, а также полученные в рамках подготовки к осуществлению закупки, ответы компаний о готовности поставки машин для заливки льда, в том числе от ООО "Энго-Рус", официального дилера компании ENGO GmbH/Srl с указанием технических характеристик.
Комиссия Управления отмечает, что подателем жалобы не представлено в адрес антимонопольного органа доказательств, свидетельствующих о незаконном формировании описания объекта закупки и ограничения количества участников.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона не осуществлялось.
При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПСС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Министерство физической культуры и спорта Пензенской области аукциона в электронной форме "Поставка машины для заливки и уборки льда" (извещение N 0155200002221000263 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2021) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 20 мая 2021 г. N 058/06/106-416/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021