Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, *
- заявителя в лице ООО "Канон-Т", *
- в отсутствие уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не обеспечившего подключение,
- слушателя *
рассмотрев жалобу ООО "Канон-Т" (620135, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, д. 54, кв. 159) о нарушении заказчиком в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (620017, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, д. 16) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обустройство и уход за цветниками на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году (извещение N 0162300005321000486), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Канон-Т" (вх. N 01-13801 от 13.05.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обустройство и уход за цветниками на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году (извещение N 0162300005321000486), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Канон-Т" указал, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, просил признать жалобу Общества обоснованной.
Представитель заказчика по доводам жалобы возражал, просил признать жалобы Общества необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
23.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005321000486 и аукционная документация на обустройство и уход за цветниками на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 532 000,00 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.33 закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в техническом задании (далее также ТЗ) (Приложение N1 к Муниципальному контракту).
Согласно п.3 ТЗ Количество оказываемых услуг: согласно ведомости объёмов оказания услуг (Приложение N 1 к Техническому заданию), расчёту стоимости услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию), графику оказания услуг (Приложение N 3 к Техническому заданию), перечня цветников (Приложение N 4 к Техническому заданию).
Согласно п.4 ТЗ Место оказания услуг: территория Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, согласно перечню цветников (Приложение N 4 к Техническому заданию). Общая площадь цветников: 4288, 00 кв. м - обустройство и уход, новый цветник площадью 255,00 кв. м - Пр-кт Орджоникидзе Сквер - только уход. Итого общая площадь цветников 4543,00 кв.м.
Согласно п.10.6. ТЗ высаженная рассада однолетних растений на цветниках в момент сдачи Заказчику должны находиться в стадии цветения и (или) бутонизации не менее 95% объема посадочного материала - рассада).
Согласно п.13 ТЗ для оформления цветников Исполнитель должен использовать цветочную рассаду, семена и саженцы, соответствующие следующим требованиям: рассада должна соответствовать стандартным требованиям ГОСТа 28852-90 "Рассада цветочных культур".
"ГОСТ 28852-90. Государственный стандарт Союза ССР. Рассада цветочных культур. Технические условия" предусмотрен следующий порядок приемки рассады:
2.1. Рассаду цветочных культур принимают партиями. За партию принимают любое количество растений одного вида или сорта, оформленное одним документом о качестве.
2.2. Для проверки качества на соответствие требованиям настоящего стандарта из разных мест партии отбирают рассаду в количестве 5% от партии, но не менее 50 шт.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов проводят повторный контроль на удвоенном количестве рассады. Результаты контроля распространяют на всю партию.
2.4. В партии допускается до 5% рассады, имеющей отклонения от норм, указанных в таблице.
2.5. Рассаду, отобранную для проверки, после определения ее качества присоединяют к партии.
При этом ГОСТом не предусмотрен, что рассада (однолетние растения на цветниках) должна находиться в стадии цветения и (или) бутонизации не менее 95% объема.
Данное требование является не стандартным, не предусмотренным ГОСТ 28852-90, сведений о его наличии в документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации Комиссии Свердловского УФАС России не представлено. Обоснования необходимости использования показателя, не предусмотренного ГОСТом в документации об аукционе не приведено.
В вышеизложенных действиях заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10.3. ТЗ в течение 2 рабочих дней после завершения объезда Исполнитель должен представить на согласование Заказчику схему устройства цветников с уточнением видов растений, цветовой гаммы, количеством высаживаемых растений согласно перечню цветников (Приложение N 4 к Техническому заданию) и расчету стоимости услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию). Схема должна отражать рисунок цветника (границы посадки семян, рассады, газона и т.д.), количество, виды и цветовая гамма планируемых к посадке рассады, семян и саженцев кустарников. Количество, плотность посадки должны соответствовать расчету стоимости оказания услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию).
В ведомости объемов оказания услуг (Приложение N 1 к ТЗ) содержится следующее требование: посев семена однолетних цветов вручную - 3088 м2.
В Приложении N 2 к ТЗ содержится расчет стоимости на оказание услуг по обустройству и уходу за цветниками на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году (ТЕРы).
Однако, ни в приложении N1 к ТЗ, ни в приложении N2 к ТЗ не содержится указание на плотность посадки рассады, семян, саженцев на предмет чего заказчик будет осуществлять приемку выполненных исполнителем услуг.
Указанное противоречие в документации об аукционе создает неопределенность в потребности заказчика, не позволяет участнику правильно оценить потенциальные риски на стадии исполнения контракта, что препятствует участию в закупке и нарушает требования п.1 ч.1., ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 4 к ТЗ содержится перечень цветников на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году в котором содержится наименование объекта и примерный перечень видов растений.
В п.5 Приложения N4 к ТЗ указано следующее: наименование объекта - ул. Машиностроителей, у гостиницы "Мадрид", примерный перечень видов растений - посадка рассадаы однолетних растений: петуния, бархатцы, кохия, амарант, алиссум и пр.
Аналогичные условия относительно видов растений содержатся в ряде других наименованиях объекта в Приложения N4 к ТЗ.
При этом из вышеизложенного требования не представляется достоверно установить (без дополнительных пояснений заказчика) потребность заказчика в видах растений допустимых к посадке на указанном объекте: допускается к посадке любой вид культивируемых однолетних растений или только некоторые растения согласованию с заказником. В последнем случае, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что потребность заказчика в видах однолетних растений должна быть конкретизирована в документации. В противном случае различные интерпретации воли заказчика на стадии исполнения обязательств по контракту свидетельствует о неопределенности его потребности, что создает риски надлежащего исполнения условий контратака, препятствует участию в закупке и нарушает требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Решением Свердловского УФАС России по жалобе N 066/06/64-1376/2021 (заявитель ООО "Канон-Т") было установлено следующее:
В п. 10.1 приложения N 1 к муниципальному контракту "Техническое задание на оказание услуг" установлено, что в срок до 20.04.2021 года Исполнитель должен представить и согласовать с Заказчиком схему устройства цветников с уточнением видов растений, цветовой гаммы, количеством высаживаемых растений согласно перечню (Приложение N 4 к Техническому заданию) и расчету стоимости услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в аукционной документации отсутствует указание на критерии схемы устройства цветников, а именно каким критериям/положениям должна соответствовать составленная исполнителем схема устройства цветников, по которым заказчик обязан согласовать данную схему.
Таким образом, заказчиком, в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в аукционной документации не установлены критерии/положения, которым должна соответствовать составленная исполнителем схема устройства цветников, по которым заказчик обязан согласовать данную схему.
В действующей редакции документации (п.10.3 ТЗ) заказчик указывает: схема должна отражать рисунок цветника (границы посадки семян, рассады, газона и т.д.), количество, виды и цветовая гамма планируемых к посадке рассады, семян и саженцев кустарников.
Таким образом, Администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга не устранены нарушения Закона о контрактной системе выявленные Комиссией Свердловского УФАС России в вышеуказанном решении.
В действиях заказчика при изложенных обстоятельствах усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10.3. ТЗ в течение 2 рабочих дней после завершения объезда Исполнитель должен представить на согласование Заказчику схему устройства цветников с уточнением видов растений, цветовой гаммы, количеством высаживаемых растений согласно перечню цветников (Приложение N 4 к Техническому заданию) и расчету стоимости услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию)_Заказчик, получив схему устройства цветников незамедлительно приступает к ее рассмотрению и согласованию. Срок согласования не может превышать 2 рабочих дней. В случае наличия недостатков в представленной схеме, Заказчик уведомляет об этом Исполнителя незамедлительно посредством электронной почты, после устранения недостатков схема повторно представляется на согласование Заказчику, срок повторного согласования не может превышать одного рабочего дня. После утверждения схемы Заказчиком исполнитель приступает к непосредственным мероприятиям по обустройству и уходу за цветниками. Сроки представления и согласования схемы могут корректироваться Заказчиком совместно с Исполнителем с целью оптимизации процесса согласования и соблюдения последующих сроков, установленных графиком (Приложение N 3 к ТЗ). Допускается внесение изменений в схему обустройства цветников в ходе выполнения мероприятий по посеву семян, посадке рассады и саженцев кустарников в связи с погодными условиями, наличием посадочного материала и другими объективными обстоятельствами.
Предметом закупки является оказание услуг по обустройству и содержанию цветников на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в 2021 году.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов (п.1 ст.447 ГК РФ).
Согласно п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст.783 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно п.1 ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Императивные требования к описанию объекта закупки содержатся в ст.33 Закона о контрактной системе. Императивные требования к проекту контракта содержатся в ст.34 Закона о контрактной системе.
Поскольку требования Закона о контрактной системе не устанавливают каких-либо обязательных требований относительно наличия/отсутствия условий исполнения обязательства в части необходимости разработки и согласования исполнителем схемы устройства цветников указанное условие определяется заказчиком в соответствии с его потребностями и само по себе не нарушает требований Закона о контрактной системе. Вместе с тем, исполнитель, в случае нарушения его прав и законных интересов заказчиком на стадии исполнения контракта, связанных с отказом в согласовании схемы устройства цветников, ее корректировки вправе требовать с заказчика возмещения причиненных ему убытков.
Таким образом, условие п.10.3 ТЗ о необходимости разработки и согласования исполнителем схемы устройства цветников само по себе не нарушает требований Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Канон-Т" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга выявлены нарушения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за размещение извещения N 0162300005321000486 с документами, удостоверяющими личность, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, письменными объяснениями по обстоятельствам дела на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _______________ 20____ г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/33-1783/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
19.05.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/33-1783/2021 от 19.05.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии в срок до 11 июня 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/33-1783/2021 от 19.05.2021 г., (извещение N 0162300005321000486), путем отмены составленных протоколов, внесения изменений в документацию и извещение, продления срока подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга в срок до 17 июня 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 мая 2021 г. N 066/06/33-1783/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021