резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в присутствии директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств местной администрации г.о. Прохладный" (далее - заказчик), действующей на основании приказа о назначении, представителей по доверенности общества с ограниченной ответственностью "Восход плюс" (далее - общество, ООО "Восход плюс"),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с неисполнением последним обязательств, принятых контрактом от 20.10.2020 г. N1-2020, заключенным по итогам электронного аукциона N0304300068420000002 "Капитальный ремонт кровли здания МБУ ДО "ДШИ местной администрации г. о. Прохладный КБР", по адресу КБР, г. Прохладный ,ул. Головко,309" (далее - аукцион, закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, руководствуясь ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - ПП N1062), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе, в связи с неисполнением последним обязательств, принятых муниципальным контрактом от 20.10.2020 г. N1-2020 (далее - контракт), заключенным по итогам аукциона.
В обращении отмечается, что 28 сентября 2020 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru объявлен электронный аукцион N0304300068420000002 "Капитальный ремонт кровли здания МБУ ДО "ДШИ местной администрации г. о. Прохладный КБР", по адресу КБР, г. Прохладный ,ул. Головко,309". 10 октября 2020 года подведены итоги аукциона, где победителем аукциона было признано ООО "Восход плюс". 10.03.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что общество по состоянию на 03.03.2021 г. работы по капитальному ремонту кровли здания не оказало, в то время как дополнительным соглашением N1 от 23.12.2021 г. был изменен срок исполнения контракта по 03.03.2021 г. Также в обращении отмечается, что в адрес общества были направлены претензии, ответа на которые получено не было. Также в адрес общества заказным письмом было направлено решение об одностороннем расторжении. В связи с тем, что заказчиком не было получено подтверждение о надлежащем уведомлении общества, заказчик в соответствии с положениями Закона о контрактной системе ожидал 30 календарных дней.
На основании изложенного, заказчик просит включить в РНП сведения об ООО "Восход плюс".
Для установления факта неисполнения обществом обязательств, принятых контрактом, в адрес заказчика и общества было направлено уведомление о рассмотрении поступившего обращения, в котором указывалось о необходимости предоставления материалов и документов, включая письменные пояснения причины факта неисполнения обществом обязательств.
Общество представило письменные пояснения, согласно которым, в процессе выполнения работ выяснилось несоответствие инженерных изысканий и проектной документации в части фронтона объекта. По договоренности с заказчиком общество подало предложение по разработке нового проекта с учетом выявленных ошибок. Таким образом, сдача объекта, назначенная на 03.03.2021 г. была отложена до завершения формирования проекта, с учетом выявленных ошибок. В связи с кардинальными изменениями в проектной документации по контракту, общество не имела возможности составить расчеты и расход материалов, в части незавершённого ремонта в указанные в контракте сроки.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заказчика, изучив представленные заказчиком документы, письменные пояснения ООО "Восход плюс" и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Аукцион N0304300068420000002 "Капитальный ремонт кровли здания МБУ ДО "ДШИ местной администрации г. о. Прохладный КБР", по адресу КБР, г. Прохладный ,ул. Головко,309" (извещение о проведении электронного аукциона - 28.09.2020 г. 13:51 ч.) был опубликован заказчиком в единой информационной системе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 2 471 968,00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.09.2020 г. 13:51 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 09.10.2020 г. 10:00 ч.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.10.2020 г. 14:00 ч.
На участие в аукционе были поданы 7 заявок.
В результате подведения итогов аукциона (протокол подведения итогов аукциона N0304300068420000002) заявки участников, подавших заявки, признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе). При проведении аукциона наименьшее ценовое предложение сделало общество, которое в последующем в силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе признано победителем, согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе.
По итогам аукциона между заказчиком и ООО "Восход плюс" заключен контракт.
В ч.1 ст.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ по контракту должен быть выполнен в полном объеме не позднее 25 декабря 2020 года. Далее в ч.1. ст.9 контракта указанно, что настоящий контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по "31" декабря 2020 г.
По состоянию на 31.12.2020 г. общество не выполнило работы по капитальному ремонту кровли.
20.12.2021 г. дополнительным соглашением N1 от 23.12.2021 г. был изменен срок исполнения контракта до 03.03.2021 г.
Актом комиссии заказчика о приемке выполненных работ от 03.03.2021 г., комиссия пришла к выводу, что подрядчик не выполнил обязательства по капитальному ремонту здания МБУ ДО "ДШИ местной администрации г. о. Прохладный КБР".
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение РНП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе и п.11 ПП N1062 в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч.4-6 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч.3 ст.104 Закона о контрактной системе, в РНП в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
П.12 ПП N1062 предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, указанных в п.11 названных Правил, выносится решение.
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что порядок, установленный в п.12 ПП N1062, применяется при рассмотрении вопроса о включении в РНП информации об участниках закупок в случаях, когда участники закупок уклонились от заключения контрактов либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов или решения суда.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, ч.1 ст.307.1 Гражданского кодекса РФ к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона о контрактной системе, которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ.
Законом о контрактной системе установлено право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта (ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе) и порядок такого отказа (ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.п.14 и 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что, если в государственном (муниципальном) контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ, отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права.
Ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса РФ установлены различные основания и последствия одностороннего отказа подрядчика от договора.
Ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе устанавливают специальную процедуру отказа от контракта и иным образом, по сравнению с общими положениями Гражданского кодекса РФ, определяют момент, в который отказ заказчика от договора считается состоявшимся.
Так, в соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, положения ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса РФ о праве заказчика на односторонний отказ от договора подряда в отношении государственного (муниципального) контракта должны применяться с учетом оснований отказа и последствий такого отказа. При этом процедура отказа от контракта должна соответствовать ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что отказ заказчика от исполнения контракта был продиктован наличием нарушения со стороны подрядчика, выразившегося в неисполнении обязательств, принятых контрактом, а именно, не выполнением работ по капитальному ремонту кровли здания. Учитывая неисполнение обществом обязательств, принятых контрактом, заказчик правомерно реализовал свое право на односторонний отказ от его исполнения в соответствии с действующим законодательством.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении условий контракта обществом и соответственно, о невозможности признания отказа заказчика от исполнения контракта немотивированным.
Исходя из ст.104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
С другой стороны, РНП служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Специальная процедура отказа от исполнения контракта по основанию, указанному заказчиком (ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе), была заказчиком соблюдена.
10.03.2020 г. было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта направленно в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении. В соответствии с отчетом об отслеживании отправления, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта получено не было. На основании изложенного, заказчик, в соответствии с требованиями положений Закона о контрактной системе, ожидал уведомление о получении обществом вышеуказанного решения 30 дней.
Следовательно, 12.04.2021 г. контракт расторгнут. Также заявителем представлен внутренний журнал выхода рабочих общества, из которого следует, что с 11.03.2021 г. по 23.04.2021 г. представители общества отсутствовали, следовательно, работы по капитальному ремонту не осуществлялись.
Согласно п.4.6 проекта контракта документации об аукционе подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, сметной документацией, действующими нормами, правилами и техническими условиями и сдать работы "Заказчику" в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта.
На рассмотрении Комиссии обращения заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со стороны общества не представлено документов и сведений, подтверждающих факт исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.2 ст.10, п.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ). Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке. Установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден и при прекращении договора в случае одностороннего отказа стороны от договора (его расторжении).
Таким образом, целью законодательства является именно надлежащее уведомление заказчиком исполнителю (подрядчику) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью соблюдения прав и интересов последнего, в том числе предоставляя ему возможность обжалования данного решения. Законом императивно не установлен определенный способ уведомления заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) о принятом им решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Наоборот, законодатель четко установил, что датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут правомерно 12.04.2021 г.
На электронную почту 20.04.2021 г. поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
18.05.2021 г. вышеуказанное обращение было представлено в адрес Управления в письменной форме (нарочно).
Заказчик обратился в контрольный орган для включения сведений об обществе в РНП с нарушением срока, установленного законном. Указанные действия заказчика содержат признаки нарушения ч. 6 ст.104 Закона о контрактной системе, а также признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание письменные пояснения заказчика и ООО "Восход плюс" произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Закона о контрактной системе, ПП N1062, Комиссия,
Решила:
1.Удовлетворить обращение Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств местной администрации г.о. Прохладный" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Восход плюс" () в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Восход плюс" (), сведения об учредителе обществе с ограниченной ответственностью "Восход плюс" (), а также сведения о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Восход плюс"() в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.04.2021 г. |
14.04.2021 г. |
20.04.2021 г. |
4 |
20.05.2021 г. |
24.05.2021 г. |
24.05.2021 г. |
0 |
27.05.2021 г. |
27.05.2021 г. |
0 |
0 |
<*> дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 мая 2021 г. N 007/06/104-536/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021