Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Актимед плюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318200025021000061) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями ч. 3 ст. 14, п. 7) ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а также пункта 2(2) ПП РФ от 05.02.2015 N102, а именно неправомерно объединён товар из перечня 2 (позиции 3 и 4 закупки) и не включенный в него, и не указаны ограничения в соответствии с ПП N102, не была произведена методика расчета начальной (максимальной) цены в соответствии с методикой утвержденной Минздравом России совместно с Минпромторгом России (для позиций 3 и 4 данной закупки).
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318200025021000061).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 944,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит показатели, позволяющие определить установленные заказчиком требования о соответствие закупаемого товара. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отсутствуют - требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
При применении Перечня медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 года N968 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.08.2017 N 968, от 23.12.2020 N 2238, от 28.01.2021 N 76) (далее - Перечень 2) следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и наименованием вида медицинского изделия, и классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
В Описании объекта закупки по пунктам 3 и 4 в наименование вида медицинского изделия, необходимого для поставки для нужд Заказчика, указано: устройство для инфузионной терапии дозирующее из несорбирующего материала (полипропилен, полиэтилен), которое отсутствует в Перечне N2.
Указанному Заявителем в запросе на разъяснение аукционной документации коду вида медицинского изделия 131880 соответствует следующее наименование вида медицинского изделия "зажим для инфузионной системы внутривенных вливаний, с калиброванной круговой шкалой". Планируемое к закупке изделие (позиция 3 и 4) не является зажимом, таким образом не попадает под действие вышеуказанного Перечня N2. Зажим входит в состав закупаемого медицинского изделия (устройство для инфузионной терапии дозирующее), но не является предметом закупки.
Ввиду того, что закупаемые медицинские изделия являются изделиями без ПВХ, то "Методика расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N102" не применяется.
Данные позиции функционально предназначены для гравитационной инфузии с заданной скоростью потока, обеспечения точности количества введенного лекарственного средства и его дозирования. Самой главной характеристикой данных позиций является "материал несорбирующий для препаратов несовместимых с ПВХ". Так, например, Перечень N2 предусматривает такие наименования вида медицинского изделия как "наборы базовые для внутривенных вливаний" (то есть обычные, стандартные, базовые системы) так и отдельно "набор для внутривенных вливаний из несорбирующего материла" (как раз для веществ, которым необходим инертный материал изготовления, не содержащий поливинилхлорид и другие химически активные вещества).
Устройства для инфузионной терапии дозирующее (позиции 3 и 4) будут использоваться совместно с фильтрами и магистралями из несорбирующего материала для вливания ряда препаратов для химиотерапии (Этопозид, Паклитаксел). В соответствии с рекомендациями Минздрава и инструкцией по применению данных лекарственных средств, применение изделий из ПВХ недопустимо. (Инструкция Паклитаксел; https://www.vidal.ru/drugs/paclitaxel-ebewe 14922; Таксакад: https://www.rlsnet.ru/tn index id 42068.htm#fieldl2)
Эти лекарственные препараты экстрагируют (извлекают из смеси то или иное вещество с помощью соответствующего растворителя) пластификаторы из ПВХ, что вызывает восприимчивость пациентов к пластификаторам. Также изделия из ПВХ имеют свойство адсорбции препаратов на своей поверхности. Необходимо, чтобы вся такая система была изготовлена из инертных материалов, не вступающих во взаимодействия с лекарственными препаратами для химиотерапии (паклитаксел, таксакад).
В случае исключения из описания объекта закупки требования об отсутствии ПВХ материалов в составе участники закупки вправе будут предложить продукцию, которая не соответствует требованиям необходимым для применения в лечебном процессе Заказчика, и не может быть использована для введения лекарственных препаратов Паклитаксел и Таксакад.
Приоритетом учреждения является забота о жизни и здоровье пациентов. Введение вышеуказанных препаратов требует неукоснительного соблюдения специальных условий, нарушение которых может создать дополнительные риски жизни и здоровью пациентов.
Таким образом, функциональное назначение закупаемых изделий - регулятор скорости гравитационной инфузии, и отсутствие в Перечне N2 сходной позиции, изготовленной из несорбирующего материла, недопустимо применение ограничений по Постановлению Правительства от 05 февраля 2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отсутствие необходимости разделения лота на 2 части.
В ходе подготовки аукционов, был проведен анализ действующего рынка медицинских изделий, и установлено что закупаемый товар имеет свободное обращение на территории РФ. По результатам проведенного мониторинга цен, были получены ответы от 3 поставщиков продукции.
ООО "Актимед плюс" не является производителем необходимого для Заказчика товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам установленным Заказчиком.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 N Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу N A32-23367/2015 и рядом иных актов.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
На участие в аукционе были поданы 3 заявки, содержащие предложение поставить товар, соответствующий требованиям Технического задания, размещенного Заказчиком в составе аукционной документации.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Техническое задание" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Актимед плюс" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200025021000061).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 мая 2021 г. N 735/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021