Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Желева С.Н. (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Капитальный ремонт ул. Тополиной от ул. Жигулевской до ул. Автомобильной в г. Краснодаре" (извещение N 0318300119421000468) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласны, конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - УЗ администрации МО г. Краснодар проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту: "Капитальный ремонт ул. Тополиной от ул. Жигулевской до ул. Автомобильной в г. Краснодаре" (извещение N 0318300119421000468). Заказчик - МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 858 940,12 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из пояснений уполномоченного органа, Заказчика следует, что основной целью осуществления строительного контроля является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Конкурсная документация содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком в "Техническом задании" установлено:
"1.5. Общие требования к оказанию услуг:
Исполнитель осуществляет:
- Входной контроль материалов, готовых конструкций и изделий (результаты входного контроля должны быть документированы и в необходимых случаях проведен лабораторный и инструментальный контроль), в том числе: проверка правильности проведения Подрядчиком входного контроля качества строительных материалов и конструкций, достоверность операционного контроля работ, выполняемых Подрядчиком, участие в комиссиях по освидетельствованию, проведение выборочных независимых испытаний".
Также в "Техническом задании" конкурсной документации Заказчиком установлено требование, что
"- Лабораторные испытания должны проводиться в аккредитованной испытательной лаборатории, осуществляющей деятельность в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" и иных нормативно-технических документов, что подтверждается аттестатом об аккредитации испытательной лаборатории".
Требования к проведению строительного контроля регламентированы ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", так в п.5.1 установлено, что к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся: - наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности.
ГОСТ 32731-2014 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента установленного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" согласно которому, при проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений. Средства измерений, а также методы, используемые для строительного контроля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательствами государств-членов Таможенного союза в области обеспечения единства измерений.
При этом в соответствии с пунктами 4.13, 4.16, 4.17 свода правил СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (утверждённых приказом Минстроя и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2019 N 861/пр) собственная или привлекаемая испытательная лаборатория должна соответствовать требованиям технической компетентности и независимости с областью аккредитации, установленной в ГОСТ ISO/IEC 17025.
Частью 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -закон N 184-ФЗ) установлено, что исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами). Так как в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень), содержатся материалы, используемые на объектах реконструкции и капитального ремонта, в отношении которых могут проводиться лабораторные исследования (испытания).
В соответствии со статьей 1 закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", сфера применения указанного Федерального Закона определяет и регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе и сооружениям (т.е. автомобильным дорогам) и выдает оценку соответствия выполненных ремонтных работ. В соответствии со ст. 31 Закона N 184-ФЗ, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п 8.2. ГОСТ Р 58442-2019 служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию, прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (заменен на TOCTISO/IEC 17025-2019), в соответствии с заявленной областью деятельности. Подтверждением соответствия испытательной лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 является аттестат аккредитации. Аттестат аккредитации лаборатории выданный Федеральной службой по аккредитации свидетельствует о компетентности выполнять работы в определенной области оценки соответствия и независимости испытательной лаборатории.
Таким образом, установленное требование в конкурсной документации о наличии аккредитованой испытательной лаборатории у организации осуществляющей строительный контроль не противоречит действующему законодательству.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Желева С.Н. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119421000468).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2021 г. N 746/2021-КC
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021