Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
- от Заказчика - представители по доверенности;
- от Заявителя - представители по доверенности,
- от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев в дистанционном режиме (видеоконференцсвязь) жалобу ООО "ПроектБалтЭнерго" (ИНН: 7839315822) на действия Заказчика - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017727), при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение научно-исследовательской работы по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2023-2027 годы", начальная (максимальная) цена контракта - 12 693 205,33 рублей (извещение N 0190200000321003956) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 2611 от 12.05.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, конкурсной документацией для проведения открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 16.04.2021 15:41;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 19.05.2021 06:00;
4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 20.05.2021 в 09:00;
5) дата подачи окончательных предложений - 24.05.2021;4
6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 25.05.2021 в 09:00;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель сообщил, что
1. Заказчиком в установлены Критерии оценки заявок участников не соответствующие положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, необоснованно ограничивающих конкуренцию при проведении закупки.
2. Заказчиком установлено требование к опыту участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно, что оценке подлежат только успешно исполненные участником конкурса аналогичные контракты (договоров) сопоставимые по характеру с предметом конкурса, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), заключенных не ранее 01.01.2016 г.
Считает, что данное требование также ограничивает конкуренцию, поскольку наличие штрафных санкций и неустоек не свидетельствует об отсутствии у Участника надлежащего опыта выполнения аналогичных работ.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, пояснения Заказчика, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе одним из критериев заявки на участие в аукционе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Заказчик пояснил, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Таким образом, системообразующим признаком научно-исследовательской деятельности является получение и применение новых знаний в ходе ее осуществления.
Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа формирует аналитические решения и обеспечивает прогнозирование для реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
В свою очередь статьей 2 Закона N 127-ФЗ определено, что Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Соответствующие полномочия о нормативном и правовом регулировании научной деятельности, принятии и реализации научных и научно-технических программ закреплены статьей 12 Закона N 127-ФЗ.
Для реализации таких полномочий научно-исследовательская работа "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа" включена в План Ямало-Ненецкого автономного округа по организации научной деятельности на 2021 год, утвержденный постановлением Правительства ЯНАО от 30.12.2020 N 1602-П.
Порядок формирования данного плана утвержден постановлением Правительства ЯНАО от 24.12.2021 N 1122-П "Об утверждении порядка формирования плана Ямало-Ненецкого автономного округа по организации научной деятельности". В соответствии с п. 5 Порядка формирование плана автономного округа по организации научной деятельности осуществляет департамент внешних связей автономного округа и совет по государственной научно-технической и инновационной политике в автономном округе (далее - Совет). Совет рассматривает и согласовывает сформированный проект плана по организации научной деятельности на предмет соответствия Стратегии социально-экономического развития автономного округа и приоритетным направлениям реализации на территории автономного округа государственной научно-технической политики (п.13. Порядка).
Схема и программа развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации (далее также - СиПР) разрабатывается в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (далее - Правила).
Согласно подпункту б) пункта 5 Правил основным принципом формирования СиПР является применение новых технологических решений.
Таким образом, применение новых знаний, как системообразующий признак научно-исследовательской деятельности, напрямую закреплен в действующем законодательстве в отношении работ по разработке СиПР, что также подтверждает их научно-исследовательский характер.
Вышеизложенное подтверждается и ответом Министерства энергетики Российской Федерации на запрос N 07-1972 от 30.04.2021, ссылки на который приведены обществом в жалобе. Так, Министерство подтверждает, что применение новых технологических решений при разработке СиПР не только возможно, но и целесообразно, исходя из необходимости соблюдения принципа экономической эффективности решений, предлагаемых в СиПР.
Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы, Министерство энергетики Российской Федерации в своем ответе на запрос указало на возможность применения новых технологических решений исходя из конкретных фактических обстоятельств, например, особенностей того или иного региона Российской Федерации, что имеет место быть.
Принцип применения новых технологических решений при формировании СиПР закреплен и в абзацах 4 и 5 Раздела I Технического задания на выполнение научно-исследовательской работы (далее также - НИР) по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2023-2027 годы (Приложение N 1 к Потребности) (далее - Техническое задание):
"Энергетическая система на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО) в среднесрочной перспективе должна обеспечивать потребности региона в опережающем развитии. В этих целях необходимо с использованием научных методов обосновать формирование планов по развитию генерирующих мощностей, по строительству, реконструкции и модернизация электросетевого комплекса, по обеспечению надежности электроснабжения потребителей в условиях Арктики, по соблюдению баланса интересов между энергоснабжающими организациями и основными потребителями - предприятиями нефтегазового комплекса.
Энергетическая система ЯНАО характеризуется рядом исключительных особенностей, в том числе тупиковые северные энергорайоны, большая удаленность между основными энергоузлами, высокая ресурсная база региона для развития местной генерации, дефицит собственной генерации, смещение центров нагрузок на север, удаленные локальные энергосистемы населенных пунктов, локальные энергосистемы предприятий нефтегазового комплекса, экстремальные климатические условия Арктики, повышенные требования к надежности энергоснабжения."
Также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа реализуются крупнейшие экономические проекты предприятий нефтегазового комплекса, планируются мероприятия "Северного широтного хода", озвученные в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина. Соответствующие направления отражены в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645. Их реализация потребует использование новых решений в сфере электроэнергетической инфраструктуры, обеспечения ее надежности и безопасности.К новым технологическим решениям при выполнении работы относятся, в частности, математическое моделирование для целей исследования функционирования электроэнергетической системы (п. 3 Раздела II Технического задания).
Электроэнергетическая система каждого субъекта Российской Федерации обладает уникальными характеристиками, что обуславливает необходимость поиска новых решений о способах моделирования её объектов и режимов их работы. При этом в настоящее время отсутствуют утвержденные методики, способы, технологии выполнения работ по разработке СиПР.
В связи с этим при разработке СиПР проводятся научные исследования с применением новых подходов к изучению функционирования электроэнергетических систем; определяются методы, способы и технологии, позволяющие наиболее эффективно применить новые знания для достижения практических целей и решения конкретных задач, предусмотренных Правилами и техническим заданием на разработку СиПР.
Результаты исследований, выполняемых в рамках СиПР, применяются при разработке предложений по вводу в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения (35)110 кВ и выше, а также в ходе подготовки предложений субъектов электроэнергетики по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в электроэнергетике, определяющей основные подходы к регулированию процессов планирования развития энергосистем.
Цели выполнения НИР по разработке СиПР ЯНАО закреплены в Разделе I Технического задания. В частности, к ним относятся развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики, создание эффективной и сбалансированной инфраструктуры, обеспечивающей социально-экономическое развитие региона на период до 2027 года. Достижение установленных в Разделе I целей невозможно без применения новых знаний и технологий.
Кроме того, необходимость проведения научных исследований при разработке СиПР обусловлена и другими положениями Правил и Технического задания, например:
- в соответствии с пп. б) п.26, пп. б) п.27 Правил, пп. 1 п. 15 Раздела IV Технического задания в ходе НИР необходимо разработать прогноз потребления электроэнергии и мощности на 2023-2027 годы (с разбивкой по годам и выделением наиболее крупных потребителей и инвестиционных проектов). Вместе с тем утвержденные методики такого прогнозирования отсутствует. Для формирования прогноза проводятся исследования вероятности появления нагрузки, возможности набора заявленной величины нагрузки в полном объеме в рассматриваемый период и другие. Результатом таких исследований являются новые знания о прогнозном потреблении, характерном только для рассматриваемого периода разработка СиПР;
- в соответствии с Разделом III Технического задания результатом НИР являются материалы мониторинга развития региона, балансовые расчеты и расчеты электроэнергетических режимов. Для их разработки проводятся научные исследования в части формирования спроса на электрическую энергию и мощность, возможности покрытия прогнозируемого спроса различными способами, применимыми только для исследуемой децентрализованной зоны и той характерной ситуации, сложившейся в год разработки СиПР. По результатам таких исследований исполнитель получает новые знания о наиболее оптимальном с технической и экономической точки зрения способе решения проблемы покрытия спроса, применимом и свойственном только для данной децентрализованной зоны и данного момента времени. Типовые решения или принятые в предыдущем СиПР, не могут быть применены в СиПР рассматриваемого периода в связи с изменением потребления внутри децентрализованной зоны, сооружением и выводом из эксплуатации объектов, изменением перетоков мощности и другими факторами;
- в соответствии с подпунктом д) пункта 27 Правил, п. 15 Раздела IV Технического задания необходимо разработать предложения по ликвидации "узких мест", т.е. по устранению энергоузлов (энергорайонов) на территории энергосистемы, в которых при расчетных условиях прогнозируется недопустимое изменение параметров электроэнергетического режима. Ввиду постоянно изменяющихся параметров энергосистемы, изменяются и сами "узкие места", в связи с чем типовые решения неприменимы. В связи с этим проводятся научные исследования, направленные на поиск факторов, влияющих на функционирование энергосистемы региона, оценку такого влияния (путем проведения специализированных расчетов), поиск новых способов снижения негативного влияния. По результатам таких исследований исполнитель получает новые знания о способах ликвидации "узких мест" энергосистемы;
- в соответствии п. 5 Раздела III Технического задания необходимо осуществить постановку научно-исследовательской работы на государственный учет в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и др.
- в соответствии с абз. 1 Раздела I Технического задания проведение именно научно-исследовательской работы обусловлено рядом исключительных особенностей энергетической системы Ямало-Ненецкого автономного округа, например, наличие тупиковых энергорайонов, большой удаленностью между основными энергоузлами, экстремальными климатическими условиями Арктики, повышенными требованиями к надежности энергоснабжения, что влечет за собой необходимость применения новых технологических решений при выполнении работ по контракту.
Таким образом, для выполнения работ по разработке СиПР требуется применение новых знаний и технологий; научная новизна работ по разработке СиПР обусловлена как требованиями к результатам работ, указанным в техническом задании, так и нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере, что является безусловным основанием для применения критериев оценки заявок, установленных в Постановлении N 1085.
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следует отметить, что положения Закона о контрактной системе и Правил не устанавливают требований не раскрывает понятие "сопоставимого объема" выполненных работ.
На основании изложенного определение параметров сопоставимости характера и объема при описании показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" раскрывающего нестоимостной критерий оценки относится к компетенции заказчика.
Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии оценки заявок, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного результата работы. Установленные требования к опыту работ не направлены на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Самостоятельность заказчика в части выбора критериев оценки и определения его содержания подтверждается, в том числе и позициями государственных органов, в частности, Письмами Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961, от 14.04.2020 N 24-02-08/29764, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, Письмом Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д28и-831.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, при выборе критериев оценки Заказчик исходит из потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работы, предложившего лучшие условия исполнения контракт.
Согласно пояснениям заказчика необходимость проведения оспариваемой закупочной процедуры в качестве выполнения научно-исследовательских работ обусловлена и требованиями Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.12.2020 N 1602-П "Об утверждении плана Ямало-Ненецкого автономного округа по организации научной деятельности на 2021 год".
Согласно подп. 11 плана Ямало-Ненецкого автономного округа по организации научной деятельности на 2021 год на Департамент возложена обязанность по проведению научно-исследовательской работы "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2023 - 2027 годов".
Таким образом, разработка СиПР являются научно-исследовательской деятельностью.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
При этом ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства того, что конкурсная документация и установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
При данных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
2. Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п. 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен следующий порядок оценки:
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,90
Максимальная оценка по показателю - 90 баллов
Оценивается на основании представленной информации, подтверждающей количество успешно исполненных участником конкурса аналогичных контрактов (договоров) сопоставимых* по характеру с предметом конкурса, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), заключенных не ранее 01.01.2016 г. и полностью исполненных до даты опубликования извещения о настоящей закупке, содержащихся в реестре контрактов (договоров) в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте https://zakupki.gov.ru/ (далее ЕИС) по форме "Сведения об опыте работы".
*Под сопоставимыми по характеру с предметом конкурса работами для оценки по данному показателю понимаются полностью завершенные, без неустоек (штрафов и пеней) контракты (договоры) на выполнение работ по разработке схем и программ перспективного развития электроэнергетики ЕЭС России и (или) субъектов Российской Федерации, в соответствии с разделом IV Правил разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823.
Порядок оценки
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Опыт выполнения работ считается не подтвержденным в случаях:
- несоответствия сопоставимых по характеру предмету (тематики) конкурса контрактов (договоров) предмету оценки (предмет оценки - выполнение сопоставимых работ по характеру с предметом конкурса);
- несоответствия периода исполнения контракта (договора) требуемому периоду (контракты (договоры), заключенные ранее 01.01.2016 г. и полностью исполненные до даты опубликования извещения о настоящей закупке;
- применения к контракту (договору) участника закупки неустоек (штрафов, пеней), в том числе наличие данной информации в ЕИС;
- контракты (договоры), указанные участником закупки, отсутствуют в Реестре контрактов (договоров) в ЕИС или находятся на этапе "Исполнение".
В составе жалобы Заявитель указывает, что критерием успешности является факт завершения контракта, вне зависимости от наличия или отсутствия неустоек, применяемых к исполнителю.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу подпункта "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является в частности показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Исходя из самого наименования показателя следует, что для того, чтобы опыт оценивался как соответствующий, должны соблюдаться три условия:
- работы должны быть сопоставимого характера;
- работы должны быть сопоставимого объема;
- работы должны быть успешно выполнены.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Кроме того, в самих Правилах и в Законе о контрактной системе отсутствуют определения "сопоставимого характера", "сопоставимого объема", "успешного выполнения". Понимание всех этих терминов должны устанавливаться в конкурсной документации.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.10.2015 г. N АЦ/57532/15, в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что целью проведения конкурса является выявление победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для Заказчика лучшим условием исполнения контракта является наличие опыта без применения к участнику штрафов и пеней, как, например, по причине задержки сдачи результата работ или сдачи работы ненадлежащего качества, что в свою очередь свидетельствует о добросовестности исполнения работ.
Одновременно с этим добросовестность участника закупки, а следовательно, и добросовестное исполнения обязательств описывается положениями ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, где указано, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, в том числе, о контрактах, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение условий исполнения контракта при проведении закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПроектБалтЭнерго" (ИНН: 7839315822) на действия Заказчика - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017727), при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение научно-исследовательской работы по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2023-2027 годы", начальная (максимальная) цена контракта - 12 693 205,33 рублей (извещение N 0190200000321003956), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 мая 2021 г. N 089/06/54.3-231/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021