Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "КРОНГРАД" (ИНН: 7805732793) на действия Заказчика - МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку малых архитектурных форм (г. Губкинский, Сквер в мкр.3 в районе д. 6, Сквер в мкр.14 в районе д. 4,5,6, Сквер в мкр.14 в районе д. 8,9,10, Сквер в мкр.14 в районе д. 14,16)", начальная (максимальная) цена контракта - 6 016 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000205) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 2711 от 17.05.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 05.05.2021 12:21;
3) дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2021 09:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 18.05.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 19.05.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщил, что:
1. Заказчик массово в документации установил требования к характеристикам компонентов изделий, что требования к компонентам материалов являются требованиями, которые имеют признаки ограничения конкуренции
2. Участником был подан запрос разъяснений и Заказчиком был дан ответ, однако по вопросам 2 и 5 данные ответы были неполными.
Так по позиции 2 имеется требование: Толщина внешнего покрытия: не менее 16 и не более 30 мм.
Однако согласно Инструкции "и" означает что требуются два значения, разъяснение противоречит Инструкции.
По позициям 3 и 4 в части конкретизации цвета Заказчик так и не указал неизменный ли данный показатель или нет. Также Заказчик не ответил на вопрос по конкретизации цвета.
Данная информация может быть поводом для отклонения Участника.
Кроме того, в документации не установлена ответственность Заказчика за затягивание согласования цвета в указанные в аукционной документации сроки, таким образом возникают обстоятельства, которые позволяют затягивать исполнение Заказчиком контракта.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Изучив Техническое задание Комиссия установила, что требований к химическому составу и компонентам товаров, показателей технологий производства, испытания товаров не содержит, а также не содержит показатели, значение которых становится известным при испытании определенной партии товаров после его производства, в Техническом задании аукционной документации указано требование к качественным характеристикам товаров и материалам, из которых товар изготовлен так как это влияет на качественные характеристики изделий.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание комиссии не обеспечил, а также не представил доказательств того, что описание объекта закупки подобным образом имеет признаки ограничения конкуренции.
Поскольку Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Дополнительно, Комиссия сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
2. Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что 01.02.2021 Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 01.02.2021 NРД1.
Изучив представленные выше разъяснения Заказчика на поступивший запрос, Комиссия приходит к выводу о том, что сведения в предоставленных разъяснениях не изменяют суть документации.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В разделе 7 документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в котором в том числе установлено:
1. "В случае применения заказчиком в техническом задании диапазонных значений:
- со знаком "-" или словами "от _ до _", "не менее _ не более _"- участник в заявке предлагает конкретное значение, в заданном техническим заданием диапазоне (включаются верхние и нижние границы диапазона)";
2. "В случае применение заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знаки "," ";" - участник указывает значения всех перечисленных характеристик. В случае, если характеристика товара указана с использованием нескольких значений, требования применяются к каждому значению."
Требование к показателю "Толщина внешнего покрытия: не менее 16 и не более 30 мм" не является перечислением характеристик, а является диапазонным значением, участнику закупки требуется указать одно конкретное значение.
На заседании Комиссии установлено, что положения инструкции позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2021 N0190300001921000205-1, на участие в закупке было подано 6 заявок, из них 5 участников были допущены по первым частям.
Также Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.05.2021 N0190300001921000205-3 заявка Заявителя соответствует требованиям документации об аукционе.
Относительно довода Заявителя о том что не установлена ответственность Заказчика за затягивание согласования цвета в указанные в аукционной документации сроки Комиссия отмечает, что Документацией не предусмотрено ограничение в цветовом решении изделий.
В п. 6 Технического задания указан срок согласования цвета малых архитектурных форм "Парлект" и "Скамья" с Заказчиком: в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения муниципального контракта.
Согласно п. 7 проекта контракта "Ответственность сторон" установлена ответственность Заказчика за нарушение условий Контракта (в том числе штраф за все нарушения не имеющих стоимостного выражения).
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией не установлен, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КРОНГРАД" (ИНН: 7805732793) на действия Заказчика - МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку малых архитектурных форм (г. Губкинский, Сквер в мкр.3 в районе д. 6, Сквер в мкр.14 в районе д. 4,5,6, Сквер в мкр.14 в районе д. 8,9,10, Сквер в мкр.14 в районе д. 14,16)", начальная (максимальная) цена контракта - 6 016 000,00 рублей (извещение N 0190300001921000205), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 мая 2021 г. N 089/06/64-248/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021