Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.05.2021 N 266 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ФОКУС", (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - МБУ "Управления Белгорблагоустройства": (по доверенности от), представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Белгорода - (распоряжение от) в отсутствие представителей заявителя - ООО "ФОКУС" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-316/2021 по жалобе ООО "ФОКУС" на положения документации об электронном аукционе "Выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт дворовых территорий в г. Белгороде"" (N закупки 0126300035821000205) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ФОКУС" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что в документации об Электронном аукционе заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки с применением пункта 2.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Заявитель полагает, что необходимо применение пункта 2.2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, так как данная закупка предполагает работы по благоустройству.
Уполномоченный орган - управление муниципального заказа администрации города Белгорода представило возражение на жалобу ООО "ФОКУС", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в возражении уполномоченного органа на жалобу ООО "ФОКУС", считает жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ФОКУС", заслушав доводы участвующего лица, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.04.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение подрядных работ по объекту: "Ремонт дворовых территорий в г. Белгороде".
Начальная (максимальная) цена контракта - 192 852 890,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ФОКУС" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 к участнику закупки, предметом которой является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пункту 2.4 Приложения N1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с пунктом 15 "Информационной карты" документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено следующее дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2.4 Приложения N 1 к Постановлению N 99:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
По мнению заявителя, указанное требование документации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, поскольку документацией об Электронном аукционе не предусмотрены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Из пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, основным признаком отнесения сооружения к объекту капитального строительства является наличие прочной связи с землей и конструктивных характеристик, которые не позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных их характеристик.
Согласно локальным сметным расчетам, входящим в описание объекта закупки, предполагаются работы по ремонту отмостки (установка паребриков, покрытие), тротуаров из плитки (установка паребриков, новое основание и работы по улучшению имеющегося основания), ремонту и обустройству бельевых площадок и площадок для чистки вещей, спортивных и детских игровых площадок, работы по ремонту и организации водоотводов и стоков.
Так же в соответствии с локальными сметными расчетами, входящим в описание объекта закупки и ГОСТ Р 52169-2012, регламентирующего состав фундамента детских и спортивных площадок, перед установкой оборудования детских и спортивных площадок должны быть выполнены работы по устройству фундамента площадок, состоящего из утрамбованной песочной и гравийной смеси с применением бетона по всей площади площадок, и включающего установку (заливку и укрепление бетоном) закладных деталей игрового/спортивного оборудования. После затвердевания основания производится огрунтовка для дальнейшего обеспечения сцепных свойств с обрабатываемым покрытием. Затем производится наплавление резинокордового покрытия, состоящего из резиновой крошки. После окончательного затвердевания резинокордового покрытия осуществляется монтаж на закрепленные в бетоне закладные детали навесного оборудования (детских игровых качелей, иного игрового и спортивного оборудования).
Учитывая, что работы по устройству бетонного основания, наплавление резинокордового покрытия, монтаж оборудования технологически связаны и в последовательной совокупности исполнения обеспечивают достижение наивысших показателей предъявляемых к качеству и безопасности применения результатов работ и использования оборудования детьми и взрослыми на протяжении всего гарантийного срока, установленного проектом муниципального контракта, рассматриваемые объекты являются капитальными объектами. Данные объекты имеют строительные конструкции и элементы (монолитные железобетонные основания, иные конструкции), неразрывно связанные с землей и их перемещение без ущерба их назначению невозможно.
Кроме того, приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как следует из содержания дефектных ведомостей и сметных расчетов, содержащихся в документации об Электронном аукционе, в состав объекта закупки при проведении Электронного аукциона входят:
- механизированная разработка грунта, уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами (раздел 2 Дефектных ведомостей, п. 32, 39, 57, 68, 97, 123, 158 сметы);
- разборка железобетонных фундаментов (плиты, опоры, плиты тротуара), цементно-бетонных покрытий и оснований (раздел 1 Дефектных ведомостей);
- замена бортовых бетонных паребриков; создание новой дорожной одежды: устройство оснований из ЩПС, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси (раздел 2 Дефектных ведомостей);
- работы по организации поверхностного стока и водоотвода (раздел 5 Дефектных ведомостей);
- устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВт включительно (отдельными ЛСР с N 04-01-01);
- монтаж металлических конструкций (п. 140, 148 смет).
Данные работы предусмотрены приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 и, следовательно, являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Из содержания локальных сметных расчетов, вошедших в состав документации об Электронном аукционе, следует, что наряду с основными работами по капитальному ремонту объектов капитального строительства (дворовых территорий), требуется выполнить работы по благоустройству, а именно: планировочные работы, установка мафов. Данные работы направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан и достижение целей (направлений), которые установлены в пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. Между тем, данные виды работ являются дополнительными к основным работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, предусмотренным документацией об Электронном аукционе.
Кроме того, ГАО БО "Управление государственной экспертизы", при выдаче заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в своей работе руководствовалось сборниками территориальной сметно-нормативной базы (ТЕР-2001) в редакции 2014 г., внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, приказом Минстроя России от 31.12.2014 года N 937/пр.
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, доводов, опровергающих выводы заказчика не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об Электронном аукционе нарушили права и законные интересы ООО "ФОКУС", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленные заказчиком дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2.4 Приложения N 1 к Постановлению N 99, не соответствуют законодательству о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФОКУС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 мая 2021 г. N 031/06/64-316/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021