Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.05.2021 N 272 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ГУП "Белоблводоканал", представителей уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представителей заявителя - ООО "ОЗОН-МОНТАЖ", рассмотрев материалы дела N 031/06/64-326/2021 по жалобе ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" на положения документации об электронном аукционе на поставку станций водоподготовки для модернизации существующих систем централизованного водоснабжения Чернянского района, Шебекинского городского округа, Яковлевского городского округа Белгородской области (закупка N 0126200000421001632) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- заказчик произвел необоснованное укрупнение лота, включив в объект закупки поставку оборудования в разных районах Белгородской области;
- заказчиком установлены требования к компонентам товара (составу станции водоподготовки), что является излишним и содержит признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчик, уполномоченный орган представили возражения на жалобу ООО "ОЗОН-МОНТАЖ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ОЗОН-МОНТАЖ", возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.04.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка станций водоподготовки для модернизации существующих систем централизованного водоснабжения Чернянского района, Шебекинского городского округа, Яковлевского городского округа Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 900 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с положениями документации об Электронном аукционе в рамках предмета закупки необходимо осуществить поставку станций водоподготовки для модернизации существующих систем централизованного водоснабжения Чернянского района, Шебекинского городского округа, Яковлевского городского округа Белгородской области.
Согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) 17 станций водоподготовки должны быть поставлены в адрес 17 объектов, расположенных на территории Белгородской области.
Извещением о проведении Электронного аукциона определено, что сроком поставки товара является 30 календарных дней с даты заключения Контракта.
Из пункта 3.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что поставка Товара осуществляется поставщиком в место поставки, которое указано в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта.
При рассмотрении дела, представители заказчика пояснили, что поставка оборудования обусловлена потребностью Заказчика в рамках реализации подпрограммы 5 "Повышение качества питьевой воды для населения Белгородской области на 2019-2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 03.08.2020 N353-пп и не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Адреса поставки находятся на территориях муниципальных образований одного субъекта Российской Федерации - Белгородской области, на территории которого функции по созданию единой инфраструктуры управления коммунальными ресурсами для решения социальных задач в сфере водоснабжения, водоотведения и очистных стоков возложены на заказчика.
Все 17 станций водоподготовки имеют одинаковые технические характеристики и предназначены для достижения одной цели - повышения качества питьевой воды для населения Белгородской области.
Вместе с тем, согласно Техническому заданию, станции водоподготовки должны иметь единую систему автоматизации и единый протокол диспетчеризации.
С учетом изложенного, указанные станции и адреса их поставки являются технологически и функционально связанными между собой.
Кроме того, в силу положений Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает сроки поставки оборудования исходя из собственных потребностей.
Каждый участник закупки при ознакомлении с аукционной документацией принимает решение о подаче заявки на участие в Электронном аукционе с учетом наличия достаточной технической базы, штата, финансовой возможности и так далее. Отсутствие у заявителя возможностей исполнить обязательства по контракту не свидетельствует об установлении заказчиком требований, ограничивающих конкуренцию в части числа участников, поскольку при принятии решения об участии в любой закупке каждое лицо, действующее добросовестно, должно учитывать наличие у него достаточных возможностей с целью обеспечения выполнения обязательств по закупке (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23 июля 2015 г. по делу NА59-1529/2015).
При этом, как пояснили представители заказчика, объект закупки включает в себя только поставку оборудования, без выполнения монтажных работ.
Вышеуказанное обязательство не требует наличия у участников закупки значительных ресурсов и может быть исполнено большим количеством поставщиков в установленный срок.
В подтверждение представили коммерческие предложения, содержащие, в том числе информацию о поставке закупаемого заказчиком оборудования в разные районы Белгородской области в течение 30 календарных дней.
Таким образом, положения документации об Электронном аукционе в части поставки оборудования в разные районы Белгородской области в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, регламентирован в статье 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода. Более того, на участие в Электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об укрупнении лота является необоснованным.
2. В жалобе заявитель указал, что согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заявитель полагает, что заказчик в нарушение вышеизложенного установил нижеприведенные требования к компонентам товара (составу станции водоподготовки) в Техническом задании:
- диаметр резьбы гаек для стяжки фланцевого соединения, мм -не менее 16;
- общий вес гаек для стяжки фланцевого соединения, кг - не менее 2,5;
- диаметр резьбы болтов для стяжки фланцевого соединения, мм -не менее 16;
- длина резьбы болтов для стяжки фланцевого соединения, мм -не менее 7;0
- общий вес болтов для стяжки фланцевого соединения, кг - не менее 7.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что станция водоподготовки - это комплексное, модульное, многоступенчатое сооружение.
Из Технического задания вытекает, что объект закупки состоит из комплектующих изделий, в том числе из комплекта для подключения станции к водозаборным скважинам.
Комплект для подключения станции к водозаборным скважинам, состоит, среди прочего, из прижимных фланцев, гаек для стяжки фланцевого соединения, болтов для стяжки фланцевого соединения и так далее.
Кроме того, согласно пункту 5.2. Технического задания товар и все составляющие его части (комплектующие изделия) должны соответствовать нижеследующим нормативным актам РФ, в том числе:
- ГОСТ 33259-2015. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования.
- ГОСТ 7798-70. Болты с шестигранной головкой класса точности В.
- ГОСТ 5915-70. Гайки шестигранные класса точности В.
Заказчик также пояснил, что Техническое задание в отношении параметров оспариваемых комплектующих содержит требования, согласно которым характеристики товара, используемого при выполнении работ, указанные в документации об Электронном аукционе и необходимые для заполнения первой части заявки на участие в аукционе, не обязывают участников закупки иметь данный товар в наличии и (или) проводить его лабораторные испытания, так как значения установленных показателей товара требуется указать в соответствии с требованиями государственных стандартов РФ.
Следовательно, установление заказчиком в документации об Электронном аукционе требований к описанию объекта закупки не обязывает участника закупки производить испытания для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии.
Вместе с тем, заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Указанные выше обстоятельства указывают на то, что действия заказчика по указанию заказчиком в Техническом задании комплектующих изделий к станции водоподготовки не противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 и пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем второй довод жалобы ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОЗОН-МОНТАЖ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: О.В. Сотникова
Члены Комиссии: М.В.Бесчастнова
И.А. Белоусова
А.О. Репей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 мая 2021 г. N 031/06/64-326/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021