Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 7862 от 13.05.2021) ООО "Эндо-Мед" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 13 г. Уфа (далее - Заказчик) при осуществлении электронного аукциона
N 0301300022621000178 "Закупка изделий медицинского назначения (наборы)" (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно доводам жалобы:
1. Совокупность характеристик товара, требуемого к поставке, описание объекта Закупки по п.п. 8, 6, 1 документации соответствует одному производителю - BBraun Medical (Франция);
2. Нарушено Постановление Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. В состав Закупки объединены технологически не связанные между собой позиции, которые не являются технологически продолжением друг друга.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
Комиссия, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, а также пояснения сторон, установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в п.п. 1, 6, 8 технического задания Заказчиком описан товар по совокупности требований, к которому соответствует только продукция производителя BBraun Medical (Франция).
Пунктом 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, исходя из системного толкования действующего законодательства, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик вправе руководствоваться собственными потребностями.
Установлено, что Заказчиком при описании предмета закупки, в том числе по п.п. 1, 6, 8 Технического задания Закупки не предъявлено требований к производителю или товарному знаку поставляемой продукции.
Согласно пояснениям Заказчика (б/н от 19.05.2021) техническим заданием документации Закупки определены характеристики изделий медицинского назначения в соответствии с его потребностями - обеспечение лечебного учреждения необходимыми товарами для оказания качественной и своевременной медицинской помощи гражданам; по каждой из указанной в жалобе позиции документации Закупки соответствует товар как минимум 2 производителей.
Рассматриваемая жалоба не опровергает и не содержит соответствующих доказательств опровергающие вышеуказанное; на рассмотрение жалобы Заявитель не явился, доказательств иного не предоставил.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об описании товара Закупки, который по совокупности требований соответствует только продукции производителя BBraun Medical (Франция) не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Закупка нарушает Постановление Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Постановлению Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятого в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Установлено, что в соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением N 102, при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Согласно объяснениям Заказчика позиции 1,2 ОКПД 2 32.50.13.190 не относятся к Перечню N 1 так как согласно Письмам Минфина России N 24-03-08/25087 от 30.03.2020, N 24-03-07/10737 от 17.02.2020 для включения в Постановление N 102 должно совпадать и наименование вида и код ОКПД 2 одновременно; при установлении ограничения в соответствии с Постановлением
N 102 Заказчик обязан руководствоваться наличием совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в перечне.
Из возражений Заказчика следует, что указанные позиции документации Закупки не входят в Перечень N 1 и N 2 и не являются устройствами для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов.
Рассматриваемая жалоба не опровергает и не содержит соответствующих доказательств опровергающие вышеуказанное; на рассмотрение жалобы Заявитель не явился, доказательств иного не предоставил.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя о нарушении Постановления Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, в состав Закупки объединены технологически не связанные между собой позиции, которые не являются технологически продолжением друг друга.
Согласно объяснениям Заказчика объектом Закупки является закупка изделий медицинского назначения (наборы) для нужд одного отделения, для обеспечения венозного, плеврального, эпидурального доступов. Установку данных медицинских изделий, целью которых является обеспечение доступа к внутренним тканям организма для проведения диагностики и/или лечения осуществляется врачами одного отделения (АИР). По позиции 3,4,5,6,8 - это обеспечение центрального венозного доступа, позиции 3, 4 - это Порт/катетер сосудистый, позиция 8 - это Катетер венозный центральный периферически вводимый предназначены для длительного сосудистого доступа, от 3 месяцев и более. В то время как позиции 5-6, Наборы для катетеризации ц/вен - это центральный венозный доступ, предназначенный для кратковременного использования в течение 14, максимум 28 дней, но ВСЕ эти позиции обеспечивают центральный венозный доступ. В зависимости от показаний/противопоказаний, продолжительности лечения, индивидуальных особенностей пациента врачами принимается решение о выборе того, или иного центрального сосудистого доступа, поэтому эти медицинские изделия должны быть в наличии в одно и тоже время в ЛПУ, для обеспечения качественного оказания медицинской помощи и персонализированного подхода к каждому пациенту.
Рассматриваемая жалоба не опровергает и не содержит соответствующих доказательств опровергающие вышеуказанное; на рассмотрение жалобы Заявитель не явился, доказательств иного не предоставил.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств того, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документации Закупки, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, т.к. Заявителем не представлено достаточных документов и сведений, свидетельствующих об обратном. В связи с указанным - довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эндо-Мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 мая 2021 г. N ТО002/06/105-920/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021