Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Лазарев А. И. (вх. 8209) 19.05.2021 года на действия Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801200000221000404 "Поставка медицинского (-их) изделия (-ий) для медицинского применения (Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (трансферта ОНЛС) в 2021 году".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0801200000221000404.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что вторая часть заявки должна содержать копию регистрационного удостоверения на товар, что нарушает Закон о контактной системе, указание в аукционной документации требований к совместимости тест-полосок с конкретными глюкометрами определенного производителя приводит к ограничению конкуренции.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется "Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови Сателлит Экспресс к имеющимся глюкометрам Сателлит Экспресс у отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний"
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии представителем Заказчика пояснено, что указанные тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови Сателлит Плюс для использования в имеющемся у Заказчика глюкометре Сателлит Плюс. Обоснование указания товарного знака содержится в составе аукционной документации.
Согласно инструкции по применению (руководство пользователя) на глюкометры Сателлит Плюс указано следующее: "ВНИМАНИЕ! Недопустимо применение других полосок, кроме полосок ПКГЭ-02.4 "Сателлит Плюс", применение других тест-полосок может привести к неверным показаниям".
Таким образом, Заказчиком указано требование о закупке тест-полосок с указанием конкретного товарного знака в связи с необходимостью совместимости закупаемого товара с оборудованием, имеющимся у Заказчика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила) утвержден порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанных Правил государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 года N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
В пункте 5.3. проекта контракта аукционной документации указано, что при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию: а) копию регистрационного удостоверения на Товар, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (при наличии требований законодательства); В пункте 6.1. раздела N 3 проекта контракта аукционной документации указано, что приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Получателю в Месте доставки и включает в себя следующее: г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационных удостоверений (при наличии требований законодательства). В данной закупке полоски Сателлит плюс являются расходным материалом к глюкометру "Сателлит плюс".
Кроме того, изделия, входящие в состав медицинского изделия, зарегистрированного в установленном порядке в виду набора, не имеющие самостоятельных регистрационных удостоверений, могут поставляться отдельно для применения с зарегистрированным медицинским изделием и сопровождаться информацией, что их применения в наборе невозможно.
Согласно Письму Росздравнадзора от 28 декабря 2016 года N 01-63680/16 "О предоставлении информации" действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности. Следовательно, тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови могут поставляться отдельно от глюкометров без самостоятельного регистрационного удостоверения
Комиссией установлено, что в п. 24.2 документации об электронном аукционе установлены требования к составу второй части заявки.
Требование о наличии копии регистрационного удостоверения на товар в составе второй части заявки отсутствует.
Довод признается необоснованным.
Заказчик установил код позиции 20.59.52.199 - Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки.
Заявитель в жалобе указывает, что требования установлены не в соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе.
В ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе - Утратил силу с 1 июля 2019 года. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На участие в электронном аукционе поданы 3 заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лазарева Александра Ивановича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 мая 2021 г. N ТО002/06/105-963/2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - регистрационное удостоверение - тест полоски - товарный знак - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021