Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Масленникова С. Е. (вх. 8195) 19.05.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан городская клиническая больница N 8 города Уфа при осуществлении закупки N 0301300106021000090 "Поставка противогазов".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0301300106021000090.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком предъявлено требование об обеспечении защиты от боевых отравляющих веществ, в условиях отсутствия у заказчика разрешения на применение в Российской Федерации средств защиты от боевых отравляющих веществ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется Противогаз гражданский фильтрующий должен быть предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от отравляющих веществ, радиоактивных веществ, аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия, находящихся в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, в условиях чрезвычайных ситуаций, которые обусловлены техногенными авариями и катастрофами, террористическими актами, применением оружия массового поражения.
В комплект каждой единицы противогаза должны входить:
1. Лицевая часть со смотровым экраном (панорамным стеклом) - 1 штука.
2. Фильтр комбинированный - 1 штука.
3. Сумка для хранения и ношения противогаза - 1 штука.
Требования к динамической активности фильтра по тест-веществам:
Значение характеристики |
Минимальное значение, грамм |
Основание |
О-изопропилметилфторфосфонат (зарин) при концентрации 1,0 мг/дм |
4,0 |
ГОСТ Р 22.9.19-2014 * |
О-этил-S-2- диизопропиламиноэтилтиофосфонат (Vх) при концентрации 0,0009 мг/дм |
0,6 |
ГОСТ Р 22.9.19-2014* |
Мышьяковистые соединения, при концентрации 0,022 мг/дм |
4,0 |
ГОСТ Р 22.9.19-2014* |
Согласно письменным пояснениям Заказчика - Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (далее Указ Президента) утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, в который включены средства защиты от боевых отравляющих веществ. Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 года N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (далее Постановление РФ) предусмотрена обязанность получения Заказчиком разрешения на применение в Российской Федерации средств индивидуальной защиты от боевых отравляющих веществ. Разрешение на применение таких средств защиты выдается Министерством обороны Российской Федерации (Перечень продукции к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 года N 959). Заказчиком предъявлено требование об обеспечении защиты от боевых отравляющих веществ, в условиях отсутствия у заказчика разрешения на применение в Российской Федерации средств защиты от боевых отравляющих веществ. Поставка противогазов, имеющих защиту от боевых отравляющих веществ, соответствующих 1 ОСТ Р 22.9.19- 2014 при отсутствии у заказчика обязательного разрешения Министерства обороны Российской Федерации не представляется возможной. 1) Касаемо разрешения: Вышеуказанные документы (Указ Президента и Постановление РФ), а также требование получить разрешение па применение средств защиты от боевых отравляющих веществ распространяются на такую продукцию как например Противогаз гражданский ГП-7, респираторы Р-2 (защищают от радиоактивной выли), детский противогаз ПДФ-2Д и ЛДФ-2Ш, т.е. на продукцию, которая относится к военной продукции (военной технике). Оборот такой продукции действительно не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, так как данные изделия являются средствами защиты от боевых отравляющих веществ и могут быть применены в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ. Перечисленная продукция относится к военной продукции (к военной технике), я в связи с этим она проходит так называемый этап приемки военным представительством Министерства обороны Российской Федерации. На такую продукцию обязательно выдается формуляр с отметкой военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации. С целью организации контроля качества гражданских фильтрующих противогазов и соблюдения контроля за их реализацией, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" на предприятиях-изготовителях противогазов созданы военные представительства Министерства обороны (ВП МО РФ). Военные представительства осуществляют контроль и приемку только военной продукции. Осуществление военной приемки Министерством обороны РФ не военной ПРОДУКЦИИ законодательством РФ не предусмотрено. Изучив данный факт, нами было принято решение приобрести противогазы, для которых не требуется никаких разрешений, так как это не предусмотрено ни технической документацией на данный вид изделия, ни какими-то другими нормативными и иными документами. Закупаемый нами товар (противогаз гражданский) согласно документации доджей лишь сопровождаться: руководством по эксплуатации, паспортом на партию противогазов, а также сертификатом соответствия. Соответственно при поставке товара НЕ ТРЕБУЕТСЯ наличие формуляра с отметкой военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации, и как следствие не требуется разрешения на применение такой продукции. Согласно абз. 1 п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Минобороны России" военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются - организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ но сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Согласно абз. 2 п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995N 804 "О военных представительствах Минобороны России" Российской Федерации под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое а иное имущество, научно-техническая и иная продукция. 2) Заявитель ошибочно считает продукцию, а именно закупаемый нами противогаз гражданский - средством индивидуальной защиты от боевых отравляющих веществ. Закупаемый противогаз не относится к военной технике (военной продукции), и в техническом задании нет требования об обязательной отметки МО РФ в формуляре. В описании объекта закупки отсутствует требование об обеспечении приобретаемым товаром защиты от боевых отравляющих веществ. В техническом задании на противогаз гражданский указано, что он должен обеспечивать защиту от сильнодействующих ядовитых веществ (аварийно-химически опасных веществ), а не от боевых отравляющих веществ. Противогаз гражданский фильтрующий должен быть предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от отравляющих веществ, радиоактивных веществ, аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия, находящихся в воздухе в виде газов, паров и аэрозолей, в условиях чрезвычайных ситуаций, которые обусловлены техногенными авариями и катастрофами, террористическими актами, применением оружия массового поражения (применяется в целях гражданской обороны). Кроме того, при составлении технического задания мы руководствовались ГОСТ Р 22,9.19-2014 "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Безопасность в чрезвычайных ситуациях СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИ1Ы ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОТИВОГАЗЫ ГРАЖДАНСКИЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ", где в Таблице 2 п.5.1.4 ГОСТ Р 22,9.19-2014 - "Значения защитных характеристик противогазов, необходимые для подтверждения эффективности защиты" "Динамическая активность", помимо прочих других опасных веществ указана минимальная динамическая активность и сильнодействующих веществ, таких как: - О-изопропилметилфторфосфонат; - 0-этил-8-2-диизопропиламиноэтилтиофосфонат. Данные вещества включены в Национальный стандарт (в ГОСТ Р 22.9.19-20X4 на противогазы гражданские), соответственно такое требование о защите от указанных веществ может быть включено в техническое задание по приобретению противогазов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.3.6 ГОСТ Р 22.9.19-2014 при разработке технического задания заказчик может дополнительно к приведенным в стандарте токсичным химическим веществам устанавливать требования по защите от других аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия и отравляющим веществам с указанием концентраций и времени защитного действия (или динамической активности). Кроме того: установленные значения показателей к динамической активности фильтра сопровождаются символом "*". Из раздела "Дополнительная информация" описания объекта закупки следует, что участник закупки вправе предложить к поставке противогазы без указанных показателей к динамической активности, в случае если предлагаемые противогазы, разработаны и прошли процедуру постановки на производство до введения в действие ГОСТ Р 22.9.19-2014. который предусматривает защиту от данных веществ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ под гражданской обороной подразумевается система мероприятий по подготовке защиты от опасностей, возникающих, в том числе, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Согласно части 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 номенклатура запасов имущества гражданской обороны определяется, в том числе, с учетом возможного характера военных действий и чрезвычайных ситуаций па опасных производственных объектах на территории Российской Федерации. Ведения военных действий не исключает возможность применения потенциальным противником отравляющих веществ, наиболее распространенным представителем которых является зарин. Не исключено применение указанных веществ при террористических акциях в мирное время. Таким образом, обеспечение защиты от указанного опасного фактора является немаловажным, в том числе применительно к защитным свойствам гражданских противогазов. Приобретаемая продукция не входит в область регулирования Указа Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", соответственно на приобретаемую продукцию (которая не является военной техникой/военной продукцией) не требуется разрешения Министерства обороны РФ. Участником закупки на противогазы гражданские в количестве 10 штук может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения. Единые требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе. Противогазы гражданские, предназначенные для нужд ГО с указанными в нашем техническом задании характеристиками, находятся в свободном обращении на рынке СИЗОД и каких-либо разрешений на их приобретение и использование не требуется.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Масленниковой С. Е. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 мая 2021 г. N ТО002/06/105-964/2021 (ключевые темы: средства защиты - техническое задание - разрешение на применение - чрезвычайная ситуация - гражданская оборона)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021