Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства "
- Басырова Лиана Раилевна (доверенность);
Заявитель:
ООО "АНВАР"
- Самарина Ольга Олеговна (доверенность);
- Каштанова Людмила Анатольевна (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "АНВАР" (вх. 8103) 18.05.2021 на Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства " при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0301100012721000021 "Проведение строительного и производственного экологического контроля по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза- Самара-Уфа- Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 407+000 - км 413+000, Оренбургской области".
По мнению Заявителя, комиссией нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно необоснованное присвоение "0" баллов по нестоимостным критериям ООО "Анвар".
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным органом была представлена информация по закупке N 0301100012721000021.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель указывает, что комиссия Заказчика оценила заявку ООО "Анвар" не в соответствии с критериями, установленными в документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.05.2021 NППИ1 комиссия Заказчика по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателю "Качество услуг" присвоило ООО "Анвар" 0 баллов.
Комиссией установлено, что в документации указано следующее: Оценка заявок по показателю "Качество услуг" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). При оценке заявок по показателю "Качество услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и содержащая наиболее полные и качественные сведения. Оценка значимости показателя "Качество услуг". Коэффициент значимости критерия: 25%
Порядок определения показателя. Разделы "Схемы организации строительного контроля на Объекте" и сведения, подлежащие оценке |
Количество присваиваемых баллов |
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Раздел 1. "Расчет потребности оборудования и трудовых ресурсов" Раздел 2 "Технологическая карта организации оказания услуг по строительному контролю" Раздел 3 "Система контроля качества" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделам (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление неактуальных сведений (информации) -предоставление сведений (информации) несоответствующих объекту или не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данными разделами |
100 баллов |
- предоставление сведений (информации) в полном объеме с привязкой к Объекту, в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
В протоколе указано: Участником закупки представлены сведения по разделам не в полном объеме, представлены неактуальные сведения и сведения, не соответствующие Объекту: Указаны показатели для проверки качества работ по технологии, не применяемой на Объекте закупки. Указаны НТД не относящиеся к технологии, применяемой на Объекте закупки. Значимость критерия 0%.
Согласно пояснениям Заказчика: в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать: 1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя; 2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов; 3) шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя). В критериях указано, что для присвоения 100/50 баллов требуется: наличие аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории и наличие оборудования и средств измерений необходимого для выполнения/определения всех видов работ при осуществлении строительного контроля на объекте закупки находящихся в собственности участника закупки. Предоставленные сведения по наличию аккредитованной испытательной лаборатории не учтены комиссией, т.к. согласно представленному аттестату аккредитации лаборатория не аккредитована на проведение лабораторных испытаний материалов, применяемых на данном объекте (лаборатория не аккредитована на проведение лабораторных испытаний асфальтобетонных смесей и асфальтобетона по технологии SuperPave, применяемой на данном объекте). Предоставленные сведения о наличии оборудования и средств измерений не учтены комиссией, т.к. согласно представленным документам, участник закупки не имеет в собственности (и на ином законном основании) оборудования и средств измерений, необходимых для выполнения/определения всех видов работ на данном объекте (перечень испытательного оборудования и средств измерений, представленный участником закупки, недостаточен для проведения испытаний, заявленных в области аккредитации участника; кроме того, полностью отсутствует оборудование, необходимое для испытаний асфальтобетонных смесей и асфальтобетона по технологии SuperPave, применяемой на данном объекте). Перечень документов, перечисленный в жалобе, не соответствует документам, предоставленным в заявке участника закупки, а именно, в заявке отсутствуют: - Сканированные цветные оригиналы первичной аттестации испытательного оборудования (на 56 листах); - Сканированные цветные оригиналы свидетельств о поверке средств измерений, выданных ФБУ "Чувашский ЦСМ" (на 45 листах).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией, изучив представленные материалы, не может прийти к выводу о том, что комиссия Заказчика оценила заявку ООО "Анвар" не в соответствии с критериями, установленными в документации.
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
В документации Заказчика указано:
Оценка значимости показателя "Качество услуг"
Коэффициент значимости критерия: 25%
Порядок определения показателя. Разделы "Схемы организации строительного контроля на Объекте" и сведения, подлежащие оценке |
Количество присваиваемых баллов |
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Раздел 1. "Расчет потребности оборудования и трудовых ресурсов" Раздел 2 "Технологическая карта организации оказания услуг по строительному контролю" Раздел 3 "Система контроля качества" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделам (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление неактуальных сведений (информации) -предоставление сведений (информации) несоответствующих объекту или не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данными разделами |
100 баллов |
- предоставление сведений (информации) в полном объеме с привязкой к Объекту, в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п.10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, в качестве подтверждения наличия опыта участники закупки в соответствии с требованиями конкурсной документации необходимо представить сведения (информацию) в полном объеме с привязкой к Объекту, в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации.
При этом, указанный критерий оценки создает неравные условия для участников закупки, дает возможность применить субъективный неравный подход в оценки заявок, что не позволяет объективно оценить заявки участников.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе, так как указанные критерии установлены не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АНВАР" необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях Заказчика установлено нарушение ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии Уполномоченного органа, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301100012721000021, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301100012721000021, с объяснениями по факту выявленного нарушения ___.___ 2021 года в ___:___. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 мая 2021 г. N ТО002/06/105-947/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - качество услуг - строительный контроль - раскрытие информации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021