Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
от ООО "ЭЛЛАНА" (далее - Заявитель, Общество):
в отсутствие представителя Муниципальное казенное учреждение детский оздоровительный лагерь "Лесные зори" (далее - Заказчик),
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5416 от 17.05.2021) на положения документации электронного аукциона N 0345300084921000007 на поставку продуктов питания.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 376 878,12 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что требования к товарам установлены Заказчиком в Части III Техническая часть "Сведения об объекте закупки" к документации об аукционе не в соответствии с Правилами использования КТРУ, а также составлены в нарушение действующих ГОСТов.
В качестве примера Общество указывает на товар N4 Горошек зеленый, N8 Кефир 2,5% жирности, N27 Пшено шлифованное.
Комиссия проанализировала вышеуказанные доводы и считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5-6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъясняется, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, срокам, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия при принятии решения по настоящему делу учитывает, что Заказчиком является Муниципальное казенное учреждение детский оздоровительный лагерь "Лесные Зори", что говорит о поставке продуктов питания в детское оздоровительное учреждение, где качество продуктов питания одна из приоритетных задач.
В Части III Технического задания указаны требования к качеству товара исходя из потребностей Заказчика к техническим характеристикам товара (требования к фасовке/расфасовке, упаковке, маркировке) и к функциональным характеристикам (потребительским свойствам).
При этом особое внимание уделяется Требованиям к качеству товара (п. 1.2): Качество товара должно подтверждаться сертификатами соответствия либо иными документами в соответствии с действующим законодательством. Поставляемый товар должен соответствовать стандартам и требованиям, предъявляемым к товару такого рода.
Исходя из чего, Комиссия считает, что выводы Заявителя о приоритетности КТРУ при определении показателей поставляемого товара не может быть применен к данной закупке, поскольку согласно части 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Вместе с тем, Комиссия признает обоснованным довод Общества о том, что Заказчик в Технической части не единожды, указывая определенный нормативно-технический документ (ГОСТ), в описательной его части (столбец "Требования к составу пищевых продуктов (особые условия), показатели") указывает иное значение, в частности:
- товар N4 Горошек зеленый,
4 |
Горошек зеленый |
Товарный сорт: Первый |
не более 1 КГ в упаковке производителя |
Консервы должны быть изготовлены или из свежих, или из быстрозамороженных зерен овощного гороха мозговых сортов стадии технической зрелости, залитых раствором сахара и поваренной соли, должны быть стерилизованные. По показателям качества горошек зеленый должен быть высшего сорта. Внешний вид горошка: зерна должны быть целые. Примеси оболочек зерен и кормовой горох коричневого цвета не допускаются. Наличие битых зерен по отношению к массе горошка, %, не должно превышать 6,0 %. Посторонние привкусы и запахи не допускаются. Цвет зерен горошка: должен быть или зеленый, или светло-зеленый, или оливковый. Цвет зерен должен быть однородный в единице фасовки. Консистенция горошка: должна быть мягкая однородная. Заливочная жидкость должна быть прозрачная, характерного цвета, или с зеленоватым оттенком, или с оливковым оттенком. Допускается опалесценция, слабая мутность, небольшой осадок частиц мякоти. Массовая доля горошка от массы нетто консервов, указанной на этикетке, %, должна составлять не менее 60. Массовая доля хлоридов, % должна быть не менее 0,8 и не более 1,5. Содержание растительных примесей (лепестки, обрывки створок, стручков), шт. на 100 г консервов, не должна превышать 1. Минеральные примеси не допускаются. Посторонние примеси должны отсутствовать |
кг |
Комиссия ознакомилась с ГОСТа 34112-2017, в котором для Первого сорта горошка показатель "Наличие битых зерен по отношению к массе горошка, %, не должен превышать 8,0 %, в то время как Заказчик указывая "не должно превышать 6,0 %" фактически требует данный показатель как для горошка Высшего сорта.
Аналогичные нарушения имеются в других товарах, например, N8 Кефир 2,5% жирности (ГОСТа 31454-2012 приводит показатель "Массовая доля белка", который должен составлять не менее 3,0%, а показатель, как "Кислотность" может быть в пределах от 85 до 130 включительно, в документации Массовая доля белка должна составлять не менее 2,9%. Кислотность, °Т, не должна превышать 110,0.).
Таким образом в действиях Заказчика усматриваются нарушения в части правил описания объекта закупки.
Третий и четвертый доводы Заявителя о неприменении Приказа Минфина РФ от 04.06.2018 N 126н и Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 отклоняются Комиссией поскольку, код позиции 01.27.19.190 "Культуры для производства напитков прочие", не включенные в другие группировки ("Фрукты косточковые сушёные") не подпадает под действие Приказа Минфина РФ от 04.06.2018 N 126н по сумме факторов необходимых для его применения.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги" гласит, что в составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, лишь в случае участия в закупке учреждения уголовно-исполнительной системы, такое предприятие самостоятельно указывает на необходимость применения Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649.
При рассмотрении дела и принятии решения Комиссия ФАС России изучила представленные позиции в устной и письменной форме доказательства и дала по ним свою оценку.
Дополнительно Комиссией установлено, что сам Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, а доказательств реальных намерений и желания участвовать в закупке им не представлено.
В результате чего, Комиссия считает, что хотя в закупке имеются нарушения, однако на права и законные интересы Общества они не могли повлиять, а выявленные нарушения не требуют выдачи предписания лишь ради повторного проведения аукциона, который задержится на неустановленный срок, с учетом того, что детское писание в летнем лагере окажется сорванным.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Из совокупности обстоятельств Комиссия пришла к выводу, что доводы Заявителя признаются частично обоснованными, однако ненадлежащие требования документации, препятствующие участию или заполнению заявки не выявлены, в результате чего, предписание не выдется.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО ГРОМ" обоснованной в части доводов.
2. Признать нарушения в действиях Заказчика части 2 статьи 33, статьи 42 Закона о контрактной системе
3. Предписание не выдавать, поскольку нарушения не повлияли на процедуру торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 мая 2021 г. N 047/06/64-981/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021