Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Ресурс" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Министерства образования Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в 2021 году по организации и проведению конкурса "Созвездие" (извещение N 0148200000921000006 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -16.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000, 00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 21.05.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлено, в том числе, следующее:
"В соответствии с настоящим показателем оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров), оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте успешного оказания услуг, аналогичных предмету открытого конкурса исполненных с 01.01.2019 г. до момента подачи заявки. Оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров).
Под выполнением работ (оказанием услуг), сопоставимых с предметом Конкурса, понимаются услуги, на вид деятельности которых опубликована закупка, в том числе услуги по организации и проведению фестивалей, форумов, конкурсов, концертов, праздничных, образовательных мероприятий с ценой контракта не менее 75% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в следующем порядке:
N |
Значение показателя |
Кол-во баллов |
1. |
Отсутствие опыта участника по успешному выполнению контрактов сопоставимого характера и объема |
0 баллов |
2. |
Наличие опыта участника по успешному выполнению от 1 до 3 контрактов сопоставимого характера и объема включительно |
25 баллов |
3. |
Наличие опыта участника по успешному выполнению от 4 до 6 контрактов сопоставимого характера и объема включительно |
50 баллов |
4. |
Наличие опыта участника по успешному выполнению от 7 до 9 контрактов сопоставимого характера и объема включительно |
75 баллов |
4. |
Наличие опыта участника по успешному выполнению 10 и более контрактов сопоставимого характера и объема |
100 баллов |
Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком порядок оценки подобным образом не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, Заказчиком в рамках показателя "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Под "Успешным опытом оказания услуг" понимается отсутствие внесенных в акты сдачи-приемки оказанных услуг по государственным (или) муниципальным контрактам, и (или) гражданско-правовым договорам, на основании которых оказывались такие услуги, сведений о применении к участнику закупки, являющемуся исполнителем, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам/договорам".
Комиссия отмечает, что требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.05.2021 N 50/06/19556эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 мая 2021 г. N 50/06/19556эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021