Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 12.05.2021 года N 8,
от подателя жалобы - индивидуальный предприниматель "_" (далее - ИП "_"):
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (до объявленного перерыва):
- "_"., действующая на основании доверенности от 02.02.2021 года б/н,
20.05.2021 года 17 часов 20 минут (время местное) в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 21.05.2021 года 16 часов 00 минут (время местное),
рассмотрев жалобу (вх. N 2290 от 14.05.2021 г.) ИП "_" на положения документации электронного аукциона N 0112200000821002062 "Приобретение технических средств обучения для общеобразовательной школы на 825 мест в ЛДО (лот 3)" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ИП "_" заказчиком сформировано обоснование невозможности соблюдения ограничения по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не соответствующее требованиям законодательства о контрактной системе. Также, заказчиком неправомерно объединены в один лот закупка товаров, которые включены в реестр российской радиоэлектронной продукции и отсутствуют в нем.
До рассмотрения жалобы, в адрес Тывинского УФАС России поступило возражение (вх. 2422 от 20.05.2021 года) государственного заказчика, согласно которому обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств разработано в соответствии с требованиями, установленными в Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Кроме того, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, в связи с чем рекомендации, содержащиеся в письме Минпромторга от 24.09.2019 г. N ПГ-11-7984 не могут рассматриваться в качестве общеобязательных предписаний постоянного или временного характера.
Также, в документации об электронном аукционе N 0112200000821002062 ограничения по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не установлены, следовательно, не ограничивает участников закупки как в предложении товара иностранного производства, так и отечественного товара, не включенного в реестр российской радиоэлектронной продукции.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и поддержала возражение на жалобу.
Представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что документация об электронном аукционе N 0112200000821002062 сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821002062 "Приобретение технических средств обучения для общеобразовательной школы на 825 мест в ЛДО (лот 3)", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.05.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002062 "Приобретение технических средств обучения для общеобразовательной школы на 825 мест в ЛДО (лот 3)", начальная (максимальная) цена контракта: 26 606 114,99 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821002062 "Приобретение технических средств обучения для общеобразовательной школы на 825 мест в ЛДО (лот 3)", утверждена приказом от 07.05.2021 года N 2005 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 г. N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017 г.
Согласно подпункту 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки и проекта контракта (договора).
Подпунктом 2 и 7 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и устанавливает требования к товару (работе, услуге).
В соответствии с документацией электронного аукциона N 0112200000821002063 заказчиком является Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ".
С учетом изложенного Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки и установление требований к товару.
1. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) утверждены:
- Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок);
- Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Таким образом, в случаях, если в реестре радиоэлектронной продукции отсутствует или радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, заказчик обязан сформировать обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции с указанием функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметров), по которым радиоэлектронная продукция не соответствует требованиям заказчика.
Заказчиком 07.05.2021 года в ЕИС размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование).
Так, в обосновании по позициям управляемая видеокамера, документ-камера, и цифровая видеокамера указано, что в едином реестре отсутствуют данные товары.
Вместе с тем, согласно единому реестру российской радиоэлектронной продукции товары с ОКПД2: 26.40.33.110 включены в указанный реестр.
В отношении товаров "Интерактивная стойка со встроенным планшетом", "Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (интерактивная доска, проектор, крепление) с возможностью проведения онлайн-трансляций", "Интерактивная доска (проектор, крепления в комплекте)" установлено следующее: "В Едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствует товар с требуемыми характеристиками. Информация о технических характеристиках "Мультисенсорные дисплейные устройства: интерактивная панель Nextouch NextPanel МРТ1 (на основе материнской платы AQH310CM производства ООО "ПК Аквариус")" в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции - отсутствует; на сайте производителя https://nextouch.ru/interaktivnye-paneli-kompleksy/ - отсутствует".
По позиции источник бесперебойного питания установлено, что в едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствует товар с требуемыми характеристиками.
Как было установлено выше, согласно подпункту "г" пункта 3 Порядка обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции.
Вместе с тем, действующее законодательство не устанавливает обязанность физических и юридических лиц по систематическому и своевременному размещению на сайте в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" информации о товаре, соответствующей всем товарам производителя, и товарам, подлежащим распространению на товарном рынке. Информация, размещенная на сайте производителя (дистрибьютора) в информационной телекоммуникационной сети "Интернет", не является подтверждением отсутствия у производителя товара с техническими характеристиками, соответствующими потребностям заказчика.
Таким образом, размещение соответствующей информации на сайте в сети Интернет не является обязательным, не предусмотрено нормативными правовыми актами; отсутствие функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик товара на сайте не исключает возможность производства данным лицом соответствующего товара.
С учетом изложенного указание государственным заказчиком в своем обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции на ссылки на сайт не является надлежащим соблюдением подпункта "г" пункта 3 Порядка.
Также, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе N 0112200000821002062, приходит к выводу, что обоснование государственного заказчика не содержит требования, установленные подпунктом "г" пункта 3 Порядка.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" установлено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 3 Порядка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в части ненадлежащего обоснования невозможности применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
2. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу пункта 5 Постановления Правительства РФ N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N 878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Как было установлено выше, документация об электронном аукционе N 0112200000821002062 содержит обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в связи с тем, что в электронном аукционе N 0112200000821002062 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, объединение государственным заказчиком в один лот товаров настоящей закупки не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Кроме того, так как обоснование невозможности применения ограничений государственным заказчиком сформировано ненадлежащим образом, не представляется возможным утверждать о наличии закупаемых товаров в реестре или об их отсутствии.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о неправомерном объединении в один лот товаров, которые включены в реестр российской радиоэлектронной продукции и отсутствуют в нем, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 3 Порядка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в части ненадлежащего обоснования невозможности применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 26 мая 2021 г. N 017/06/105-118/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021