Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Войсковая часть 6915 (далее - Заказчик) - представитель по доверенности,
- ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель) - представитель по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (ГДЗК-ЕN)" (извещение N0875100000621000016) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик в наименовании и техническом задании документации о Закупке в качестве объекта Закупки указал средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а именно конкретный товар ГДЗК-EN, без возможности указания эквивалентной продукции.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчиком 26.05.2021 в документацию о Закупке в данной части были внесены изменения в документацию.
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в Приложении N1 "Техническое задание, к аукционной документации", в действующей редакции от 26.05.2021 указано: "Закупка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (ГДЗК-ЕN или эквивалент)".
Таким образом, Заказчиком в техническом задании документации о Закупке предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара.
Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование относительно предназначения средств индивидуальной защиты для защиты от радиоактивной пыли.
Приложением N1 "Техническое задание, к аукционной документации" документации о Закупке установлены следующие технические и качественные характеристики средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения:
"Предназначены для индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов головы человека от токсичных продуктов горения: паров (газов) и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия, а также радиоактивной пыли.
Является средством индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, в котором вдыхаемый человеком воздух очищается в комбинированном фильтре, а выдыхаемый воздух удаляется в окружающую среду.
Представляет собой неразборное изделие одноразового применения.
Время защитного действия фильтра 15 мин при воздействии на него следующих тест-веществ: монооксида углерода; водорода хлорид; водорода цианид; акролеина (согласно пп.15 п.4.4. ТР ТС 019/2011 ).
Рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне 0 °С - 60 °С и относительной влажности воздуха 95% (при температуре 25 °С) (согласно п.4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009).
Герметично упакован, поставляется в индивидуальной сумке. Сумка содержит пиктограммы по правилам приведения в действие, а также виды веществ, от которых обеспечивается защита и их концентрации.
Размер: универсальный
Комплектность:
рабочая часть (включает огнестойкий капюшон со смотровым окном, внешним регулируемым оголовьем и эластичным шейным обтюратором; полумаской с клапаном выдоха; комбинированный фильтр (фильтрующее-сорбирующий) в цельнометаллическом корпусе*) - 1 шт.
герметичная упаковка - 1 шт.
сумка для ношения и хранения - 1 шт.
руководство по эксплуатации - 1 шт.
паспорт изделия- 1 шт.
При поставке сопровождаются:
- Сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011.
Изготовлены в 1,2 квартале 2021 года.
Срок службы в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет с даты изготовления с целью сокращения затрат на освежение запасов (резервов) самоспасателей фильтрующих".
В жалобе Заявитель указывает следующее:
"Указав требование о защите от "токсичных продуктов горения" Заказчик тем самым подтвердил потребность в приобретении средств индивидуальной защиты органов дыхания, используемых при пожаре.
Требования для самоспасателей, используемых при пожаре установлены в подпункте 15 пункта 4.4 Технического регламента таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) и определяются соответствием ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная.Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методики испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Более того, требование о соответствии вышеуказанным нормативным документам технического регулирования установлено Заказчиком в техническом задании в виде предоставления при поставке сертификатов соответствия:
При поставке сопровождаются:
- Сертификатом на соответствие требованиям пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, ГОСТ Р 53261-2009);
- Сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011.
Однако ни ТР ТС 019/2011 ни ГОСТ Р 53261-2009, требование о соответствии которым установлено Заказчиком, не предусматривают наличие защиты от радиоактивных веществ у самоспасателей фильтрующих, используемых при пожарах.
То есть, радиоактивные вещества не предусмотрены в качестве тест-веществ техническими регламентами и документами в области стандартизации. Указанные требования устанавливаются только в отношении средств индивидуальной защиты от радиационных факторов, которые относятся к отдельному виду СИЗОД и не являются предметом закупки".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в техническом задании документации о Закупке установлено требование о соответствии товара ГОСТу Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара" и ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Согласно возражениям Заказчика:
"Во-первых, тот факт, что самоспасатели должны защищать от продуктов горения, не означает, что данная характеристика является исчерпывающей. Фильтрующие самоспасатели могут обеспечивать защиту от различных аварийно-опасных химических веществ, газов, паров, аэрозолей различной природы. Заказчиком указано, что закупаемые им самоспасатели приобретаются не только на случай эвакуации при пожаре, но и для защиты от аварийно-опасных химических веществ, радиоактивной пыли.
Радиоактивная пыль как раз является аэрозолью.
Cогласно п.3.1 ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. САМОСПАСАТЕЛИ ФИЛЬТРУЮЩИЕ. Общие технические требования" фильтрующий самоспасатель: Фильтрующее СИЗОД, используемое для защиты органов дыхания, глаз и лица человека от паров (газов) и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД), а также радиоактивной пыли при экстренной эвакуации из зон заражения.
Данным стандартом также предусмотрен перечень АХОВИД, от которых должен защищать фильтрующий самоспасатель. В Приложении А указанного ГОСТа указаны аэрозоли, в том числе радиоактивная пыль.
Кроме того, согласно пп.14 п.4.4. ТР ТС 019/2011 фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (A, B, E, K).
Таким образом, требование к наличию у фильтрующих самоспасателей защиты по радиоактивной пыли является стандартным, законным и обоснованным.
Суждение Заявителя о том, что ТР ТС 019/2011 не предусмотрена защита от радиоактивной пыли не соответствует пп.14 п.4.4 ТР ТС 019/2011, в котором указаны аэрозоли различной природы.
Более того, пп.1 п.4.5 ТР ТС 019/2011 для фильтрующих самоспасателей предусмотрена защита от радиоактивного йода и его органических соединений, что опровергает довод Заявителя о том, что ТР ТС 019/2011 не предъявляет к фильтрующим самоспасателям требований к защите радиоактивных веществ.
Также обращаем внимание, что требование к сертификату на соответствие требованиям пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ, ГОСТ Р 53261-2009 исключено.
Подпунктом 14 пункта 4.4. ТР ТС 019/2011 установлено, что средства индивидуальной защиты от химических факторов должны соответствовать следующим требованиям:
"14) в отношении фильтрующих самоспасателей и в дополнение к требованиям подпунктов 7 - 9 настоящего пункта:
Универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (A, B, E, K), указанным в подпункте 12 настоящего пункта;
специальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания либо органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от одного или нескольких поражающих факторов (веществ);
коэффициенты проницаемости по тест-веществу - аэрозоль масляного тумана или тест-веществу - аэрозоль хлорида натрия через универсальный фильтрующий самоспасатель не должны превышать 2 процентов, 1 процента и 0,01 процент - для указанных самоспасателей соответственно низкой, средней и высокой эффективности;
коэффициенты подсоса по тест-веществу - аэрозоль масляного тумана или по тест-веществу - аэрозоль хлорида натрия в зону дыхания и в зону глаз для фильтрующих самоспасателей не должны превышать 6 процентов, 2 процента и 1 процент соответственно для самоспасателей низкой, средней и высокой эффективности и по тест-веществу - гексафторид серы не должен превышать 2 процентов для изделий низкой эффективности, 1 процента для изделий средней эффективности и 0,1 процента для изделий высокой эффективности;
в фильтрующих самоспасателях сопротивление дыханию при расходе воздуха 95 дм3/мин не должно превышать на вдохе 800 Па, а на выдохе - 300 Па;
содержание диоксида углерода во вдыхаемом воздухе не должно превышать 2 процента;
время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя не должно превышать 60 секунд;
иллюминатор фильтрующего самоспасателя не должен искажать видимость и запотевать в течение всего времени защитного действия;
фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что аэрозоль масляного тумана относится к радиоактивным веществам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Как следует из довода жалобы Заявителя:
"Рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне 0 °С - 65 °С и относительной влажности воздуха 98% (при температуре 25 °С) (согласно п.4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009).
При этом согласно пункту 4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009: самоспасатель по виду климатического исполнения должен быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды от 0 °С до +60 °С и относительной влажности до 95% (при температуре 25 °С).
(Данное требование ГОСТ Р 53261-2009 обусловлено тем фактом, что при отрицательных температурах и температуре более 60°С катализатор (гопкалит), обеспечивающий защиту от токсичных продуктов горения теряет свои характеристики).
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлены нестандартные требования".
Пунктом 4.3.1. ГОСТа Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара" установлено:
"Самоспасатель по виду климатического исполнения следует относить к исполнению У категории размещения 1 в соответствии с ГОСТ 15150, и должен быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне от 0 °С до 60 °С и относительной влажности воздуха до 95% (при температуре 25 °С)".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком 26.05.2021 были внесены изменения в документацию о Закупке. Так, в Приложении N1 "Техническое задание, к аукционной документации", в действующей редакции от 26.05.2021 указано:
"Рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне 0 °С - 60 °С и относительной влажности воздуха 95% (при температуре 25 °С) (согласно п.4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009)".
Таким образом, Заказчиком в данной части были внесены изменения. На основании изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации о Закупке неправомерно установлено требование к материалу изготовления комбинированного фильтра: "комбинированный фильтр (фильтрующе-сорбирующий) в цельнометаллическом корпусе".
В жалобе Заявитель указывает:
"В техническом задании Заказчик установил требование к комплектности изделия:
Комплектность:
рабочая часть (включает огнестойкий капюшон со смотровым окном, внешним регулируемым оголовьем и эластичным шейным обтюратором; полумаской с клапаном выдоха; комбинированный фильтр (фильтрующее-сорбирующий) в цельнометаллическом корпусе) - 1 шт.
Согласно требованиям пункта 4.1 ГОСТ Р 53261-2009 в комплект самоспасателя должны входить:
- рабочая часть;
- герметичная упаковка;
- руководство по эксплуатации;
- паспорт;
- сумка (футляр).
В рабочую часть самоспасателя должны входить:
- капюшон со смотровым окном;
- комбинированный фильтр (далее - фильтр).
В ТР ТС 019/2011 и ГОСТ 53261-2009 не содержится требований к материалу, из которого должен быть изготовлен комбинированный фильтр.
Подпунктами 7, 15 пункта 4.4 технического регламента ТР ТС 019/2011 установлены требования, при выполнении которых обеспечивается работоспособность самоспасателя после механического воздействия.
Документами технического регулирования предъявляются единые требования в части устойчивости фильтров к механическому воздействию, а также сохранении ими своих свойств, в процессе хранения и эксплуатации, вне зависимости от материала их изготовления.
Указанным ТР ТС 019/2011 допускается изготовление корпуса фильтра из различных материалов (в том числе и композитных) при условии сохранения характеристик стойкости корпуса к внешним воздействиям, согласно требованиям Технического регламента.
Главное требование - чтобы работоспособность самоспасателя после механических воздействий была подтверждена в результате испытаний на соответствие требованиям п.п. 7 и 15 п. 4.4 ТР ТС 019/2011. Требование Заказчика к корпусу фильтра, который должен быть "цельнометаллическим", не соответствует требованиям ТР ТС 019/2011 и сужает, установленные действующим законодательством требования к характеристикам самоспасателей.
Материал корпуса фильтра не влияет на потребительские свойства конечного изделия и не является показателем, характеризующим свойства самоспасателя как фильтрующего средства индивидуальной защиты органов дыхания.
_
Установление Заказчиком требования к материалу корпуса фильтра, направлено на ограничение конкуренции и созданию преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
В Российской Федерации фильтрующие самоспасатели с "цельнометаллическим" корпусом фильтра производят только ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д Зелинского" (ГДЗК-ЕN) и АО "Сорбент" ("Зевс-30У"), которые входят в одну группу лиц - ООО "Зелинский групп".
Однако совокупности требований Заказчика соответствует только одно изделие самоспасатель (газодымозащитный комплект) ГДЗК-ЕN производства ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского".
Заказчиком установлено:
"комбинированный фильтр (фильтрующее-сорбирующий) в цельнометаллическом корпусе"
и при поставке сопровождаются:
- Сертификатом на соответствие требованиям пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, ГОСТ Р 53261-2009);
- Сертификатом соответствия в системе Таможенного союза на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011.
Согласно сведений Единого реестра сертификатов соответствия, информация о наличии у самоспасателя "Зевс-30У" производства АО "Сорбент" действующего сертификата соответствия, требованиям Федерального закона N 123-ФЗ по ГОСТ Р 53261-2009 отсутствует".
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" не регламентируют виды материалов из которых изготавливают комбинированный фильтры самоспасателей, следовательно, данное требование является нестандартным.
Заказчиком включено обоснование необходимости использования такой характеристики: "Металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Применение металла в качестве материала корпуса фильтра самоспасателя гарантированно обеспечивает устойчивость к механический повреждениям и длительному воздействию температур в условиях чрезвычайных ситуаций, отличных от условий лабораторных испытаний".
В соответствии с пунктом 4.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011) фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания должны сохранять свою работоспособность после механического и температурного воздействия. Материалы фильтра и газообразные продукты, выносимые потоком воздуха из фильтра, не должны наносить вред пользователю и вызывать у него дискомфорт. Фильтрующий самоспасатель, используемый при пожарах, должен сохранять работоспособность после падения в футляре (сумке) с высоты 1,5 м на ровную бетонную поверхность.
Согласно пунктам 5.1, 5.3 и 5.4 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.
Перед выпуском в обращение на рынке государств - членов средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
Подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:
- декларирование соответствия;
- сертификация.
Как установлено пунктами 6.1 и 6.5 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие процедуру подтверждения соответствия согласно ст. 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов.
Средства индивидуальной защиты маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов, что является свидетельством того, что данная продукция соответствует требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза, всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, которые предусматривают нанесение такого знака обращения продукции на рынке государств - членов.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования" фильтрующий самоспасатель должен быть устойчив к механическому воздействию по ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
Комбинированный фильтр не должен выделять пыль после механического воздействия.
Также данным стандартом предусмотрено, что приемо-сдаточные испытания каждой серийной партии самоспасателей проводит предприятие-изготовитель с целью контроля соответствия требованиям настоящего стандарта для определения возможности приемки продукции, а предприятие-изготовитель гарантирует соответствие фильтрующего самоспасателя требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" установлены требования стойкости самоспосателя к внешним воздействиям, согласно которым самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия на него вибронагрузки с перегрузкой 3g (g - ускорение свободного падения) при частоте 2 - 3 Гц в течение (60 +/- 1) мин.
Самоспасатель должен сохранять работоспособность после свободного падения с высоты (1,5 +/- 0,1) м на ровную бетонную поверхность.
При проведении проверки по определению стойкости самоспасателя к механическим и климатическим воздействиям его последовательно подвергают внешним воздействиям для определения сохранения работоспособности после вибронагрузки, после его падения и после воздействия на него климатических факторов. После каждого вида воздействия визуально определяют отсутствие механических повреждений самоспасателя, влияющих на его работоспособность.
Приемосдаточные, периодические, типовые испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.309-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения".
ГОСТ 12.4.235-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" установлено, что сырье, материалы и покупные изделия должны соответствовать требованиям нормативных и правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, включая санитарно-эпидемиологические требования для использования в контакте с кожей и вдыхаемом воздухом, и сопровождаться документами, подтверждающими указанное соответствие. Материалы фильтров и газообразные продукты, выносимые потоком воздуха через фильтры, не должны быть вредными для пользователя и не должны вызывать у него неприятные ощущения.
Фильтры должны быть устойчивы к механическому воздействию. После проведения испытания на устойчивость к механическому воздействию фильтры не должны иметь видимых механических дефектов, исключающих возможность дальнейших испытаний. После проведения испытания фильтры должны герметично закрепляться и отвечать требованиям по сопротивлению воздушному потоку, времени защитного действия, проницаемости, устойчивости к запылению (для комбинированных фильтров, заявленных как устойчивые к запылению) согласно ГОСТ 12.4.246.
При соблюдении условий транспортирования и хранения упаковка должна обеспечивать защиту противогазовых и комбинированных фильтров от повреждений в результате внешних воздействий, возникающих в процессе транспортирования и при хранении в течение гарантийного срока.
Для проверки соответствия качества фильтров при приемке каждой партии проводят приемо-сдаточные испытания, показателями и характеристиками, обязательными при которых являются:
- начальное сопротивление воздушному потоку;
- устойчивость к механическому воздействию;
- коэффициент проницаемости или проницаемость по тест-аэрозолю;
- время защитного действия по тест-веществам.
При этом визуальный осмотр фильтров проводят перед проведением испытаний.
Таким образом, документами технического регулирования предъявляются единые требования в части устойчивости фильтров к механическому воздействию, вне зависимости от материала их изготовления, при этом их соответствие фильтров указанному требованию определяется изготовителем как при прохождении процедуры подтверждения соответствия нормам ТР ТС 019/2011, так и проведении предварительных, приемочных, квалификационных, периодических, типовых, а также приемосдаточных испытаний.
При этом, вопреки приведенному Заказчиком обоснованию, визуальный осмотр фильтров осуществляют после проведения испытания на его устойчивость к механическому воздействию, с целью выявления видимых механических дефектов, исключающих возможность дальнейших испытаний.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что возможность визуального определения наличия или отсутствия повреждений корпуса фильтра не отражает цель (результат), которые должны быть достигнуты при применении самоспасателя в части его защитных свойств (ударопрочность, сохранность при воздействии высоких температур и другие свойства).
Комиссия Крымского УФАС России также отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, однако в рассматриваемом случае Заказчиком использована нестандартная характеристика, которая в отсутствие специфики ее использования, ограничивает право потенциальных участников Закупки предложить к поставке товар, фильтр которого выполнен из альтернативного материала, при этом такой товар будет соответствовать всем обязательным требованиям, предусмотренным документами технического регулирования.
С учетом изложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р. С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.C. Демченко
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 мая 2021 г. N 082/06/106-906/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021