Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетовой,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГУП "КЖД" (далее - Заказчик) - представитель по доверенности,
- ИП Шеремет Анастасия Александровна (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка средств индивидуальной защиты" (извещение N0575400000121000181) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы Заявителя, "в позиции N1, части IV.ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлено требование - "Обязательно предоставление Сертификата соответствия / Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011". Аналогичны требования предусмотрены также по остальным позиция: N2, N3, N4, N5, части IV.ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлено требование - "Обязательно предоставление Сертификата соответствия / Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011". Далее, согласно требованиям документации, в части VI. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ, п.2 - "В случае применение заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знаки "," ";","/" - участник указывает характеристики всех перечисленных значений". Согласно разъяснению РОСПРОМРЕЕСТРА (https://www.rospromtest.ru/content.php?id=286) - "_сертификат соответствия и декларация соответствия являются обязательными разрешительными документами, и имеют равную юридическую силу. В этом плане разницы между этими документами нет. В РФ продукция может подлежать либо обязательной сертификации, либо декларированию соответствия_ Если продукция отражена в перечне товаров, подлежащих декларированию соответствия, значит необходимо оформлять именно декларацию соответствия. Если товар отражен в перечне обязательной сертификации, значит, оформляется сертификат соответствия".
Согласно пунктам 5.1, 5.3 и 5.4 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.
Перед выпуском в обращение на рынке государств - членов средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
Подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:
- декларирование соответствия;
- сертификация.
В соответствие с Приложением N1 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий подпадают под действие указанного регламента.
Согласно пункту 3 "Общие требования к сертификации и соответствию товара (указывается участником без изменений)" Технического задания подтверждение соответствия изделия настоящим требованиям технического задания и метод контроля, производятся в соответствие с требованиями таблицы - по форме Заказчика, по факту поставки товара, по каждой партии - поставке товара.
Проверяемый показатель |
Метод контроля |
Соответствие объекта (изделия) нормативным требованиям - действующим Техническим регламентам Таможенного союза |
Документарная проверка нормативных документов подтверждающих соответствие объекта (изделия) - предъявляемым требованиям, установленным в технических регламентах и обязательным требованиям для применения и использования объектов технического регулирования продукции имеющей единый знак обращения ТС, полностью отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья человека: - сертификат соответствия действующим Техническим регламентам Таможенного союза (если в отношении подтверждения соответствия качества и безопасности такой продукции ТР ТС, установлено требование осуществления обязательной сертификации), - декларация соответствия действующим Техническим регламентам Таможенного союза (если в отношении подтверждения соответствия качества и безопасности такой продукции ТР ТС, изделия подлежат декларированию). |
Соответствие объекта (изделия) установленным в документации требованиям к защитным свойствам (согласно классификации и буквенному обозначению по защитным свойствам в соответствии с ГОСТ 12.4.103-83). |
Документарная проверка: - эксплуатационной документации (при наличии), - нормативных документов подтверждающих соответствие объекта (изделия) предъявляемым требованиям установленным в технических регламентах и обязательным требованиям для применения и использования объектов технического регулирования продукции, имеющей единый знак обращения ТС, полностью отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья человека: - сертификат соответствия действующим Техническим регламентам Таможенного союза (если в отношении подтверждения соответствия качества и безопасности такой продукции ТР ТС, установлено требование осуществления обязательной сертификации)
- декларация соответствия действующим Техническим регламентам Таможенного союза (если в отношении подтверждения соответствия качества и безопасности такой продукции ТР ТС, изделия подлежат декларированию).
Визуальный осмотр: - маркировки (если в отношении объекта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации установлено такое требование)
- заполненного товарного ярлыка (если в отношении объекта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации установлено такое требование)
- контрольной ленты (если в отношении объекта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации установлено такое требование). |
При этом в разделе "Общие технические характеристики, значения требуемых показателей, значения показателей, единиц измерений, величин, варианта исполнения товара (узла, детали изделия, применяемого материала и т.д), п/п, наименование товара, ед. изм, количество" (п. 6 Технического задания) Заказчиком указано:
п/п |
Наименование товара |
ед. изм. |
кол-во |
Общие технические характеристики, значения требуемых показателей, значения показателей, единиц измерений, величин, варианта исполнения товара (узла, детали изделия, применяемого материала и т.д). |
1. |
Трикотажные перчатки с точечным ПВХ-покрытием |
пар |
19 934 |
Перчатки должны быть изготовлены в соответствии с ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты". Функциональные характеристики: Защитные перчатки должны быть предназначены для работы с сухими предметами, обеспечивают комфорт и надежный захват предметов. Перчатки должны защищать от механических воздействий. Технические характеристики: Перчатки должны быть изготовлены из трикотажного полотна, класса вязки не менее 13. Перчатки должны быть пятипалые и не должны иметь швов. На ладонной части требуется нанесение протектора из поливинилхлорида Состав материала: хлопок не менее 75%, полиэфир не более 25% Обязательно наличие маркировки. Маркировка должна соответствовать ТР ТС 019/2011 Вид защиты: от механических воздействий Обязательно предоставление Сертификата соответствия / Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011. Эскиз перчаток |
И аналогично по остальным позициям.
Заказчик по данному поводу пояснил следующее:
"Согласно пункту 5.4 ТР ТС 019/2011 подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:
1. Декларирования соответствия;
2. Сертификация.
В соответствие с Приложением N1 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты рук от механических воздействий подпадают под действие указанного регламента.
Таким образом требование указанные в технической документации являются обязательным условием для заключения договора и не ограничивает участие в электронном аукционе на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты для нужд ФГУП "КЖД". Также документы, подтверждающие качество товара, прилагаются при поставке. В составе первой части заявки участника данные документы не требуются".
Закон не обязывает изготовителей средств защиты осуществлять в обязательном порядке как сертификацию, так и декларирование соответствие изделий требованиям, установленным в технических регламентах и обязательным требованиям для применения и использования объектов технического регулирования продукции, имеющей единый знак обращения ТС, полностью отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья человека. А значит требование Заказчика - "Обязательно предоставление Сертификата соответствия и Декларации о соответствии ТР ТС 019/2011" ограничивает право участников рынка на участие в электронном аукционе на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд ФГУП "КЖД".
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы анализ части III. ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ДОГОВОРА вызывает сомнения в части соответствия требованиям и нормам закона Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены договора.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, рассмотрение данного довода Жалобы не входит в компетенцию Крымского УФАС России.
Согласно третьему доводу жалобы по двум из наименований объекта закупки, само наименование перчаток предусмотренное Договором, изменяет суть требований предусмотренных Техническим заданием:
- Позиция N2.
Наименование и требование согластно ТЗ - Перчатки комбинированные со спилком - "_Требуемые защитные свойства (обозначение согласно ГОСТ 12.4.103-83) -Ми".
Наименование согласно спецификации Договора - "ПЕРЧАТКИ КОМБИНИРОВАННЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И ИСТИРАНИЯ".
Изделия для защиты от общих производственных загрязнений должны иметь дополнительное обозначение таких свойств (согласно ГОСТ 12.4.103-83) как - З (От общих производственных загрязнений).
- Позиция N5.
Наименование и требование согласно ТЗ - Перчатки из спилка КРС с крагами - "для защиты от контакта с нагретыми поверхностями, от искр и брызг расплавленного металла _Швы следует прошить прочной огнестойкой нитью.".
Наименование согласно спецификации Договора - "ПЕРЧАТКИ С КРАГАМИ ИЗ СПИЛКА С ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ БАЙКОВОЙ ПОДКЛАДКОЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР, МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И БРЫЗГ РАСПЛАВЛЕННОГО МЕТАЛЛА С ТЕРМОСТОЙКОЙ НИТЬЮ NOMEX".
Согласно пояснениям Заказчика "в Приложении N1 к проекту договора в составе аукционной документации, не указаны марки изготовителя и наименование моделей таких марок:
-к позиции N2
Согласно ТЗ - перчатки комбинированные со спилком, должны быть изготовлены в соответствовать с ТР ТС 019/2011, а так же требуемые защитные свойства (согласно ГОСТ 12.04.103-83)- Ми. В описании объекта закупки отсутствует требование к защитным свойствам, в связи с чем отсутствует дополнительное обозначение как - З, так как данные свойства (от общих производственных загрязнений )
-к позиции N5
Согласно ТЗ - перчатки из спилка с КРС с крагами, в котором указано, что, швы следует прошить прочной огнестойкой нитью, обладают таким же однородным свойством нить NOMEX, которые прописаны в спецификации. Ссылка на нить NOMEX указана в расчете НМЦК, в техническом задании Заказчиком требование к производителю или марке нити не предъявляется".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, Заказчиком допущено разночтение между Техническим заданием документации об электронном аукционе и проектом контракта, который необходимо исполнить, что является нарушением положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р. С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 мая 2021 г. N 082/06/106-914/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021