рассмотрев жалобу ООО "СД Атриум" (далее - Заявитель) на действия АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), ЭТП Газпромбанк (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", г. Москва" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001221000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком:
1) в проекте государственного контракта Конкурсной документации не предусмотрено банковское сопровождение контракта;
2) неверно определена дата окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации;
3) в Конкурсную документацию включено положение об освобождении участника закупки, проводимой для субъектов малого предпринимальства, от предоставления обеспечения исполнения контракта, что вводит в заблуждение участников закупки;
4) в Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта, а именно срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
5) в Конкурсной документации указано неправомерное требование к участнику закупки, а именно участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов;
6) в Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование к участнику закупки о членстве в СРО, а именно в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
7) в Конкурсной документации предусмотрен критерий оценки заявок, не соответствующий Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила);
8) в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.05.2021.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.01.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 376 520 210,00 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.05.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
5) победителем Конкурса признан ООО "НПО "Гидро-Автоматика" с предложением о цене контракта - 4 332 755 007,90 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не предусмотрено банковское сопровождение контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно пункту 26 статьи 34 Закона о контактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 35 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 (далее - Постановление N 963) "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" утверждены правила осуществления банковского сопровождения контрактов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Постановления N 963 положения Правил не применяются в отношении государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, а также государственных контрактов, заключаемых вне рамок государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну.
На заседании Комиссии установлено, что закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в связи с чем банковское сопровождение контракта, предусмотренное Постановлением N 963 не применяется.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, а также заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что Заказчик не установил в проекте государственного контакта Конкурсной документации банковское сопровождение контракта, действовал в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
Пунктом 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно Конкурсной документации окончание предоставления разъяснений положений Конкурсной документации: "19.05.2021", при условии, что запрос от участника закупки поступил к Заказчику не позднее "17.05.2021 10:00".
Вместе с тем срок окончания подачи заявок на участие Конкурсе 20.05.2021.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, приходит к выводу, что Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), поскольку дата окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений, установленная в Конкурсной документации, является более поздней, по сравнению с датой, предусмотренной Законом о контрактной системе. Кроме того, в указанный период запрос на разъяснения положений Конкурсной документации от участников закупки не поступал.
3. Согласно жалобе Заявителя, в Конкурсной документации содержится положение об освобождении участника закупки, проводимой для субъектов малого предпринимательства, от предоставления обеспечения исполнения контракта. По мнению Заявителя, указанное положение вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 "Размер обеспечения исполнения контракта" раздела VI "Условия финансового обеспечения" Конкурсной документации "Размер* обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере - 30% от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ, что составляет 919 069 244 руб. 10 коп.
* в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 ФЗ-44, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке."
Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, закупка не проводится среди субъектов малого предпринимательства, следовательно, положение об освобождении участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта, указанное в сноске * в пункте 2 "Размер обеспечения исполнения контракта" раздела VI "Условия финансового обеспечения" Конкурсной документации не применяется. Кроме того, установление в Конкурсной документации, вышеуказанного положения не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации указано ненадлежащее требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта, а именно срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В подпункте 2.4.1 пункта 2.1 "Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта" раздела VI "Условия финансового обеспечения" Конкурсной документации и в пункте 15.2 проекта контракта Конкурсной документации указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии установлено, что предусмотренные Заказчиком в Конкурсной документации и в проекте контракта Конкурсной документации требования к сроку действия банковской гарантии не соответствуют части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участнику закупки, а именно участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 "Требования к участникам закупки" Конкурсной документации "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов* в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, ГрК РФ не предусмотрено, что СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов в ГрК РФ.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 "Вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки" раздела III "Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" Конкурсной документации участник закупки в составе второй части заявки на участие в Конкурсе представляет копию действующей выписки из реестра членов СРО на право осуществлять строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных и технически сложных объектов по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в пункте 2 "Требования к участникам закупки" Конкурсной документации допущена техническая ошибка в части установления требования к участнику закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), поскольку к составу заявки установлено требование в соответствии с Законом о контрактной системе.
Кроме того, участниками закупки, подавшими заявки на участие в Конкурсе, представлены выписки из реестра членов СРО, соответствующие требованиям ГрК РФ.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено ненадлежащее требование к участнику закупки о членстве в СРО, а именно в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Согласно информационной карте Конкурсной документации: "Участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
7. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок нестоимостного критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель), поскольку оценке подлежат контракты как на объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) так и контракты на выполнение работ по реконструкции особо опасных и технически сложных объектов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 27(2) Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно подпункту "а" пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса и Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков" АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", г. Москва". При этом объект закупки относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства.
Следовательно, Заказчику для оценки заявки участника по Критерию необходимо руководствоваться показателем, предусмотренным пунктом 27(2) Правил и учитывать при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе контракты исключительно на выполнение работ по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, предоставленные участниками закупки в составе заявок.
Вместе с тем в Конкурсной документации установлено, что "при оценке заявок на участие по данному показателю оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) с опытом выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства*** за последние 5 (пять) лет, с приложенными копиями актов выполненных работ (все листы), копией разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)**.
*** К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства".
Комиссия, изучив Конкурсную документацию и заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации по Показателю Критерия неправомерно установлено положения, что оценке подлежат в том числе контракты на объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов), поскольку в рассматриваемом случае возможна ситуация при которой максимальное количество баллов будет присвоено участнику не обладающему опытом по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки, действующей лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В пункте 2 раздела II Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, а именно: требование о "наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (не ниже степени "Секретно"), основание: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Лицензия).
В пункте 1.2. "Вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы в соответствии с едиными требованиями к участникам закупки" раздела III "Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" Конкурсной документации установлен перечень документов, предоставляемых в составе второй заявки участником закупки, в том числе "копия действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (не ниже степени "Секретно").
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии у участника закупки Лицензии установлено Заказчиком в соответствии с требованиями приказа Госкорпорации "Роскосмос" от 10.02.2018 N 2с, предусматривающих сохранность сведений, составляющих государственную тайну на предприятиях ракетно-космической промышленности Госкорпорации "Роскосмос", поскольку при выполнении работ на объекте Заказчика, может возникнуть необходимость ознакомления с документами и сведениями, имеющими гриф "Секретно".
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СД Атриум" обоснованной в части неверного установления Заказчиком даты окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации, установления Заказчиком ненадлежащего требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта, установления Заказчиком в Конкурсной документации порядка оценки заявок, не соответствующего Правилам, установления Заказчиком в Конкурсной документации требования к участнику закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов, отсутствия в Конкурсной документации требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 7, 8, 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 26.05.2021 по делу N 21/44/105/727 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2021 г. N 21/44/105/727 (ключевые темы: конкурсная документация - участники закупок - обеспечение исполнения контракта - капитальный ремонт - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021