Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Клинлоджик" (далее - Заявитель) на действия АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении
ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик), конкурсной комиссией ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Конкурсная комиссия),ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СЗАО" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию здания бытового городка (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200017321000254) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 994 000 рубей;
4) источник финансирования - средства бюджетного учреждения города Москвы;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.05.2021;
6) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 17.05.2021;
7) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
8) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
9) дата подачи окончательных предложений на участие в Конкурсе - 19.05.2021;
10) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 20.05.2021;
11) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе 2 заявки признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
12) победителем Конкурса признан ИП Игошев А.Ф.
с предложением о цене контракта в размере 2 800 000 рублей.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Частью 10 статьи 44 закона о контрактной системе установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований статьи 44 Закона о контрактной системе, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
В силу части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с возвратом заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе и частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего данную заявку,об основаниях ее возврата. Возврат заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Согласно извещению о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.05.2021 в 09:00.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 29 940 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадкой неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Конкурсе, в связи с отсутствием ответа
ПАО "Сбербанк" (далее - Банк) о блокировании на специальном счете Заявителя денежных средств для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что 17.05.2021 в 11:11 заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки на основании части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием подтверждения Банка блокирования денежных средств на специальном счете Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что Банком 19.05.2021 в адрес Оператора электронной площадки направлено уведомление, согласно которому 17.05.2021 с 09:14 до 13:00 во взаимодействии Банка и Оператора электронной площадки зафиксирован технический сбой.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки 17.05.2021 обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении электронных процедур путем взаимодействия с Банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе при проведении Конкурса.
Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям,не предусмотренным частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клинлоджик" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.05.2021 по делу N 21/44/105/810 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2021 г. N 21/44/105/810
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021