Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию инженерно-технических систем, наружных коммуникаций, зданий, сооружений ЛРНЦ "Русское поле" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100041021000167) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Опыт работы, связанный с предметом контракта" (далее - Показатель N 1), "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся объектом закупки (предметом конкурса) по специализации: промышленная безопасность опасных производственных объектов" (далее - Показатель N 2), "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся объектом закупки (предметом конкурса) по специализации: электробезопасность" (далее - Показатель N 3), "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся объектом закупки (предметом конкурса) по специализации: оператор котельной (газовое оборудование)" (далее - Показатель N 4), "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся объектом закупки (предметом конкурса) по специализации: эксплуатация, ремонт и наладка тепловых установок" (далее - Показатель N 5), "Наличие у участника конкурса специалистов, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся объектом закупки (предметом конкурса) по специализации: машинист фреоновых холодильных установок с правом обслуживания сосудов, работающих под давлением" (далее - Показатель N 6) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 28.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 31.05.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 15.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 216 334 999, 92 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, а также ОМС;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.05.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Транзумед".
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия, поскольку оценке подлежат исключительно контракты (договоры) имеющие соответствующий номер реестровой записи контракта (договора) в ЕИС.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия: "оценке подлежит совокупная стоимость актов об оказанных услугах (актов о выполненных работах) по контрактам (договорам) по успешному оказанию услуг (выполнению работ) по эксплуатации и (или) техническому обслуживанию инженерно-технических систем (оборудования) и (или) наружных коммуникаций и (или) зданий, сооружений, с копиями актов об оказанных услугах (актов о выполненных работах) по этим контрактам (договорам), заключенных за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или по гражданско-правовым договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с государственными заказчиками, муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями, с указанием номера реестровой записи каждого контракта (договора), присвоенного при регистрации контракта (договора) в ЕИС".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также с учетом положений Правил.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия, поскольку оценке не подлежат договоры, заключенные с юридическими лицами в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Статьей 1 Закона о закупках определен перечень субъектов, закупочная деятельность которых регулируется положениями Закона о закупках, таких как публичные акционерные общества, акционерные общества и другие.
На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия оценке подлежат заключенные договоры с государственными заказчиками, муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями в рамках Закона о закупках.
Комиссия, изучив порядок оценки по Показателю N 1 Критерия, приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия, поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия оценке подлежат договоры, заключенные в порядке, предусмотренном Законом о закупках, исключительно с государственными заказчиками, муниципальными заказчиками, бюджетными учреждениями, и не будут приняты к оценке договоры участника закупки, заключенные, например, с акционерными обществами.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 2,3,4,5,6 Критерия поскольку оценке подлежат только специалисты, находящиеся в штате у участника закупки.
В соответствии с порядком оценки по Показателям NN 2, 3, 4, 5, 6 Критерия для принятия Заказчиком к оценке сведений, участнику закупки необходимо предоставить копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации на каждого специалиста (сотрудника).
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателям NN 2, 3, 4, 5, 6 Критерия, поскольку оценке подлежат исключительно специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность оценки специалистов, привлеченных на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, что не соответствует Правилам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 2, 3, 4, 5, 6 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно положениям Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия оценке подлежат контракты/договоры, исполненные участником закупки, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
По мнению Комиссии, положение порядка оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия о предоставлении к оценке контрактов (договоров), исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней) является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное в частях 2, 3, 4 мотивировочной части решения нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, в связи с чем, порядок оценки Конкурсной документации не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" обоснованной в частях 2, 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 31.05.2021 по делу N 21/44/105/874 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2021 г. N 21/44/105/874
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021