Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "К_" - _, действующего на основании доверенности N1 от 29.01.2021 года со сроком действия 2 (два) года, _., действующего на основании приказа N1 от 06.05.2014 года;
Министерства здравоохранения Республики Мордовия - _, действующего на основании доверенности N11 от 28.05.2021 года со сроком действия по 31.12.2021 года;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании доверенности б/н от 25.05.2021 года со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 01 июня 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "К_" (далее - ООО "К_", Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000321000921 на закупку медицинских изделий - системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 25.05.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 26.05.2021 года N 373 рассмотрение жалобы назначено на 31.05.2021 года в 12 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 26.05.2021 года N 373 о назначении дела N 013/06/64-280/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного ООО "К_", письмом N1251 от 27.05.2021 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
31.05.2021 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 30 минут 01.06.2021 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N0809500000321000921 и документация о проведении Аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.05.2021 16:51 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 500 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.05.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 28.05.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 31.05.2021.
Код бюджетной классификации: 805090201124R3651244.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Заявитель в жалобе указывает, что по его мнению, документация об электронном Аукционе не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, так как Заказчиком неверно указан код ОКПД 2 объекта закупки и применен при описании объекта закупки ГОСТ Р 56312-2014.
Согласно представленным в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N2841 от 31.05.2021 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной. Уполномоченным учреждением по доводам жалобы представлены возражения (вх.N2766 от 27.05.2021 года).
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, заслушав пояснения Сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
При этом частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог, КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами (п. 2 Правил формирования).
Согласно пункту 9 Правил формирования Каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция Каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил.
Пункт 10 Правил формирования устанавливает, что в позицию Каталога включается следующая информация: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования и ведения КТРУ).
Из изложенного следует, что Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД или код позиции КТРУ, путем соотнесения предмета закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения.
На заседани Комиссси Мордовского УФАС представитель Заказчика относительно предмета жалобы пояснил, что закупка медицинского изделия - системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие осуществляется во исполнение Федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N1379н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09 февраля 2021 года (пункт 117 - Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная (номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 191330)). В ходе подготовки заявки на проведение Аукциона Заказчиком были проанализированы все коды ОКПД2, которые можно применить для проведения закупки системы флюроскопической рентгеновский общего назначения стационарной (Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 191330) и был найден код ОКПД2: 26.60.11.112 Аппараты рентгеновские (флюроскопические) и соответствующий ему код позиции КТРУ: "26.60.11.112-00000007 - Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая", полностью соответствующий требованиям приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N1379н.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N1640 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", а также прилагаемые к государственной программе Российской Федерации правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2019 г. N 44 утверждена Государственная программа "Развитие здравоохранения Республики Мордовия".
Соглашением N056-09-2021-013 от 30 декабря 2020 года, заключенным между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Мордовия, бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета в 2021-2023 годах предоставляется субсидия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации возникающих при реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
В документации об электронном Аукционе указано, что источником финансирования спорной закупки является денежные средства республиканского бюджета Республики Мордовия, полученные из федерального бюджета Российской Федерации в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в рамках реализации Регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" на 2021 год.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", прилагаемых к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N1379н (далее - Приказ N1379н) утвержден перечень оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
В рамках реализации Регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" Министерством здравоохранения Республики Мордовия планируется оснащение отделения лучевой диагностики поликлинического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Поликлиника N4" аппаратом рентгеновским для флюорографии легких цифровым или аналоговым в соответствии с пунктом 117 Приказа N1379н (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 191330).
В пункте 117 Приказа N1379н указано следующее: "Наименование оборудования (медицинского изделия) - Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой или аналоговый", которому соответствует, в том числе: "Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 191330", "Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая" обязательным к использованию в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Позиция КТРУ "26.60.11.112-00000007 - Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая" дата включения позиции в каталог - 25.03.2019 , дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.07.2019 со следующим описанием: "Стационарная диагностическая флуороскопическая рентгеновская система общего назначения, которая в режиме реального времени использует цифровые техники получения и отображения изображений, а также манипуляций с ними; система используется в различных стандартных процедурах, для проведения которых требуется флуороскопическая визуализация в режиме реального времени. Помимо флуороскопических возможностей, система позволяет делать прицельные снимки и предназначена для оптимизации способностей пользователей визуально и количественно оценивать анатомическую и физиологическую функцию различных облучаемых участков тела в режиме реального времени. Часто используется вместе с принимаемым внутрь или вводимым посредством инъекции рентгеноконтрастным средством. Изображения можно просматривать как в режиме реального времени, так и позднее" содержит информацию о номенклатурной классификации медицинских изделий по видам с кодом:191330.
При этом, характеристики товара в позиции КТРУ "26.60.11.112-00000007 - Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая" отсутствуют, следовательно, Заказчик вправе указывать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, требуемого к поставке с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (в том числе характеристики, приведенные в жалобе Заявителя) указаны Заказчиком в разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе.
Согласно пункту 1 Технического задания документации об Аукционе к поставке требуется: Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая, предназначен для профилактических и диагностических исследований органов грудной клетки. Аппарат обеспечивает диагностику заболеваний легких, грудного отдела позвоночника, ребер, сердца, вариант исполнения: стационарный, без рентгенозащитной кабины на основе вертикального штатива открытого типа с системой крепления ЦПРИ и рентгеновского излучателя с диафрагмой. Аппарат обеспечивает проведение исследований пациентам в положении стоя в прямой и боковой проекции и в положении сидя в прямой и боковой проекции. Кроме того, Заказчиком установлено, в том числе, требование о соответствии характеристик товара нормам ГОСТ Р 56312-2014 "Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок".
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не сокращают количество потенциальных участников закупок, а также самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки (письмо Министерство экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 года NД28-1033), учитывая социальную значимость объекта закупки и потребность конечного пользователя товара (пациентов медицинского учреждения) Комиссия Мордовского УФАС России признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "К_" на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N N0809500000321000921 на закупку медицинских изделий - системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 июня 2021 г. N 013/06/64-280/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021