Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - руководителя управления, председателя Комиссии, Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела, Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителей муниципального заказчика - Администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области (далее - Заказчик) Беловой Ю.Ф., Тетерюкова К.С., Бутковковской Н.В., Куцак Д.С., действующих на основании доверенностей (стороне по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителей уполномоченного органа - Администрации Благовещенского района Амурской области (далее - Уполномоченный орган) и представителей заявителей - ООО "Объединение энергоменеджмента" и индивидуального предпринимателя Погарского А.М., уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
провела внеплановую проверку закупки, осуществленной способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке геоинформационной системы теплоснабжения муниципального образования Чигиринский сельсовет Благовещенского района Амурской области на период до 2035 года (актуализация схемы теплоснабжения на 2022 год) с комплексным определением показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, объявленной извещением от 19.04.2021 N 0123300014621000027 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
19.05.2021 в Амурское УФАС России поступили жалобы ООО "Объединение энергоменеджмента" и индивидуального предпринимателя Погарского А.М. на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении вышеназванной закупки.
25.05.2021, до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалоб, в Амурское УФАС России от заявителей поступили письма об отзыве жалоб.
Согласно части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
На основании изложенного, Амурское УФАС России оставляет жалобы ООО "Объединение энергоменеджмента" и индивидуального предпринимателя Погарского А.М. без рассмотрения по существу.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Амурским УФАС России 26.05.2021 в 10-00 часов проведена внеплановая проверка вышеназванной закупки.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России 26.05.2021 осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
26.05.2021 на заседании Комиссии Амурского УФАС России представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, поддержали письменные пояснения, представленные в материалы дела. Пояснили, что Законом о контрактной системе не установлены ограничения в части степени детализации заказчиком критериев оценки заявок на участие в закупке. Показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки заявок, устанавливаются самостоятельно заказчиком. Сослались на письмо Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961. Просили признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителей Заказчика по делу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Соглашением между органом местного самоуправления поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче части полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30.12.2020 N б/н, администрацией Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области переданы Администрации Благовещенского района Амурской области полномочия по определению поставщиков для обеспечения муниципальных нужд Чигиринского сельсовета.
19.04.2021 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300014621000027 и документация о проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке геоинформационной системы теплоснабжения муниципального образования Чигиринский сельсовет Благовещенского района Амурской области на период до 2035 года (актуализация схемы теплоснабжения на 2022 год) с комплексным определением показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 291 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 19.04.2021 в 14:52. Дата и время окончания срока подачи заявок - 21.05.2021 в 09:00. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 24.05.2021 в 00:00. Дата подачи окончательных предложений - 26.05.2021. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 27.05.2021 в 00:00.
Как следует из протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 28.05.2021 N ППИ1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме поданы четыре заявки, которые признаны соответствующими требованиям конкурсной документации; на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и руководствуясь статьей 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией принято решение о присвоении первого порядкового номера заявке общества с ограниченной ответственностью "НЕВСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА".
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пунктов 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, в силу положений Закона о контрактной системе, заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Кроме того, согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 17.04.2020 N 24-05-05/30961, в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Конкурсной документацией (раздел 2.2. Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки) рассматриваемой закупки предусмотрено следующее: "Значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 70%, коэффициент значимости - 0,7.
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется на основании установленных в конкурсной документации показателей. Сумма значимостей показателей критерия "Квалификация_" равна 100%. Содержание показателей критерия оценки:
- "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" - значимость показателя
- "Наличие специалистов с высшим техническим образованием в области теплоснабжения";
- "Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами в части наличия у участника собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг";
- "Деловая репутация участника закупки".
Пунктом 2.2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" конкурсной документации рассматриваемой закупки предусмотрено следующее: Значимость показателя критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" составляет 10 %, коэффициент значимости показателя - 0,1. По показателю "Сведения о наличии опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оцениваются сведения количестве ранее заключенных и исполненных участником контрактов и/или договоров сопоставимого характера и объема. При этом под сопоставимого характера и объема (аналогичными) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются выполненные работы по разработке и/или актуализации схем теплоснабжения, и/или технических обследований систем теплоснабжения, и/или технико-экономических обоснований в области теплоснабжения с ценой одного контракта не менее 100% от начальной (максимальной) цены настоящего конкурса, исполненные участником закупки за 3 года с даты, предшествующей дате публикации извещения о проведении настоящего конкурса".
С учётом вышеперечисленных правовых норм, а также позиции, изложенной в письме Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что потребность Заказчика в части установления требования к опыту участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема в виде выполненных работ по разработке и/или актуализации схем теплоснабжения, и/или технических обследований систем теплоснабжения, и/или технико-экономических обоснований в области теплоснабжения с ценой одного контракта не менее 100% от начальной (максимальной) цены настоящего конкурса, исполненные участником закупки за 3 года с даты, предшествующей дате публикации извещения о проведении настоящего конкурса, привязывается к фактическому наличию у участника закупки возможности оказать Заказчику услуги с надлежащим качеством и соответствующим объемом услуг. При этом непредоставление требуемого опыта не влечет за собой отклонение заявки участника закупки и не влияет на его допуск к конкурсу.
Таким образом, в силу положений Закона о контрактной системе, заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемых действиях Заказчика и Уполномоченного органа.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку осуществленной Заказчиком и Уполномоченным органом закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке геоинформационной системы теплоснабжения муниципального образования Чигиринский сельсовет Благовещенского района Амурской области на период до 2035 года (актуализация схемы теплоснабжения на 2022 год) с комплексным определением показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, объявленной извещением от 19.04.2021 N 0123300014621000027 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
Нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не выявлено.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Дегодьев
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
Ю.П. Лескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 26 мая 2021 г. N 028/06/105-287/2021 (ключевые темы: участники закупок - антимонопольный орган - конкурсная документация - критерии оценки - открытый конкурс)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021