Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела; Левченко И.И. - специалиста-эксперта указанного отдела,
в присутствии представителей: от муниципального заказчика --муниципального казенного учреждения Администрация рабочего посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области (далее - Заказчик) Депутатова Р.Б., действующего на основании прав по должности главы рп Новобурейский; от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газовые системы" (далее - ООО "Газовые системы") Ефремова Р.О., действующего по доверенности от 01.03.2021 б/н (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением в антимонопольный орган информации от ООО "Газовые системы", внеплановую проверку закупки, проведенной Заказчиком способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по "Разработке (актуализации) схемы теплоснабжения", объявленной извещением от 16.04.2021 N 0123300036921000016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 30.04.2021 проведение внеплановой проверки закупки назначено на 18.05.2021 года в 16-00 часов. Поскольку в целях уточнения всех обстоятельств по делу установлена необходимость получения дополнительных документов и сведений, Комиссией Амурского УФАС России проведение внеплановой проверки назначено на 01.06.2021 в 10-30 часов.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
Представитель ООО "Газовые системы" 01.06.2021 на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержал доводы заявления, направленного в антимонопольный орган, указал следующие нарушения в действиях Заказчика, которые, по его мнению, нарушают Закон о контрактной системе: неверное соотнесение предмета закупки с отдельными видами товаров, работ услуг; установление требования к опыту участника закупки по успешному выполнению работ исключительно в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также без неустоек (штрафов, пеней) и по сумме исполненных договоров/контрактов. Просил признать Заказчика нарушившим и выдать предписание об устранении нарушений.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России 01.06.2021 представитель Заказчика с доводами обращения общества не согласился по основаниям, указанным в письменных пояснениях, приобщенным в материалы дела.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
16.04.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru размещено извещение N 0123300036921000016 о проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по "Разработке (актуализации) схемы теплоснабжения".
Дата и время начала срока подачи заявок - 16.04.2021 09:20. Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.05.2021 в 09:00. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 18.05.2021 в 09:00. Дата подачи окончательных предложений - 20.05.2021. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 21.05.2021 в 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.05.2021 N 0123300036921000016 на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подано 5 заявок, которые признаны участниками открытого конкурса в электронной форме.
Как следует из протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 24.05.2021 N 0123300036921000016 на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией принято решение о присвоении первого порядкового номера заявке ООО "ЦЕНТР ТЕПЛОЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЙ".
Комиссия Амурского УФАС России, оценив представленные Заказчиком документы по закупке N 0123300036921000016, письменные и устные пояснения сторон по делу, пришла к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пунктов 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, в силу положений Закона о контрактной системе, заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 17.04.2020 N 24-05-05/30961, в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
В силу выводов, изложенных в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278 по делу N А53-1094/2018, критерий по опыту поставок только по государственным и муниципальным контрактам не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Конкурсной документацией рассматриваемой закупки установлен нестоимостной критерий оценки заявок, который предусматривает следующее. "Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 70 %: (Коэффициент значимости критерия - 0,7). Оценка заявок участников по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": Для оценки заявок по критерию используется: Показатель 1 (коэффициент значимости- 0,9). Шкала оценки показателя (баллы): 100 баллов. Опыт участника по оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема в стоимостном выражении (сумма исполненных контрактов (договоров)). Участник должен обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом выполнения аналогичных контрактов (договоров) на оказание услуг/выполнение работ по разработке (корректировке)/ актуализации схем теплоснабжения и/или на оказание услуг/выполнение работ по разработке (корректировке)/актуализации схем водоснабжения и водоотведения - за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в закупке, заключенных в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом стоимость каждого представленного контракта (договора) должна быть равна и более 100 (сто) % от начальной (максимальной) цены контракта. Подтверждается: - копиями контрактов (договоров) на оказание услуг/выполнение работ по разработке (корректировке)/ актуализации схем теплоснабжения, со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями и техническими заданиями; - копиями актов оказанных услуг/выполненных работ по данным контрактам (договорам), документов, подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров). Если в контракте (договоре) указан единый документ, подтверждающий выполнение работ и стоимость работ, то участником закупки предоставляется только данный документ. Документом, подтверждающим стоимость исполненного контракта (договора) может являться платежное поручение. Все работы по контракту (договору) должны быть выполнены в срок, установленный данным контрактом (договором), что должно подтверждаться Актом(и) оказанных услуг/выполненных работ по контракту (договору), исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней). В случае, если услуги/работы по контракту (договору) исполнены с нарушением срока, установленным по данному контракту (договору) или с применением неустоек (штрафов, пеней), такой контракт (договор) не принимается к оценке".
Таким образом, в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчиком самостоятельно, определено содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей, в частности, правомерно установлено требование о предоставлении в качестве критерия по опыту поставок только государственных и муниципальных контрактов, а также контрактов, исполненных без штрафных санкций.
Вместе с тем, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Предметом рассматриваемой закупки являются работы по актуализации схемы теплоснабжения - код 71.12.19.100 "Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия" ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 12.02.2020).
При формировании конкурсной документации Заказчиком неверно соотнесен предмет закупки с отдельными видами товаров, работ, услуг, определённых Постановлением N 1085 - работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений.
Так, услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия, а соответственно, работы по актуализации схемы теплоснабжения не относятся ни к одному пункту отдельными видами товаров, работ, услуг, определённых Правилами.
Данные виды работ включены в пункт 2 Приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 1085 - "Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг".
Правилами установлены следующие предельные величины минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60 %, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40%.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика имеется нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение повлекло иные результаты торгов, так как фактически оценка поступивших конкурсных заявок (предложении) осуществлена по оценочным критериям, не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме того, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком в качестве нестоимостного критерия опыта работ по контракту (договору) стоимостью равной или превышающей 100 (сто) % от начальной (максимальной) цены контракта, является избыточным ввиду следующего.
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что предусмотренный в конкурсной документации порядок оценки заявок по оспариваемому показателю установлен в целях выявления участников закупки, имеющих опыт выполнения контрактов/договоров объема равного начальной (максимальной) цены контракта, для обеспечения надлежащего исполнения заключенного впоследствии по результатам конкурса.
Вместе с тем установленные требования в части подтверждения наличия опыта контрактами на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта не свидетельствуют о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы, например, на сумму менее имеющейся начальной (максимальной) цены контракта, но в таком же объеме, что и предмет закупки, при этом такой процент изначально не отвечает сути самого критерия, а именно сопоставимости объемов.
В частности, частью 4 статьи 54.6 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, подача окончательных предложений проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 5 статьи 54.6 Закона о контрактной системе в ходе подачи окончательных предложений о цене контракта участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать предложение о цене контракта, которое предусматривает снижение предложения, поданного таким участником в соответствии с частью 2 статьи 54.4 настоящего Федерального закона.
Соответственно, цена контракта участниками закупки может быть значительно снижена по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта, однако объем закупаемых работ, услуг не меняется.
Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 8 статьи 32 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку закупки, осуществленной Заказчиком способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по "Разработке (актуализации) схемы теплоснабжения", объявленной извещением от 16.04.2021 N 0123300036921000016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать муниципального заказчика - муниципальное казенное учреждение Администрация рабочего посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области нарушившим часть 8 статьи 32 и пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать муниципальному заказчику - муниципальному казенному учреждению Администрация рабочего посёлка Новобурейский Бурейского района Амурской области предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 1 июня 2021 г. N 028/06/99-235/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021