Резолютивная часть решения оглашена "27" мая 2021 года. В полном объеме решение изготовлено "01" июня 2021 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" <_> (паспорт, доверенность), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащем образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя АНОО ДПО "Высшая школа закупок", рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/54.1-500/2021 АНОО ДПО "Высшая школа закупок" по существу, установила: |
21.05.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба АНОО ДПО "Высшая школа закупок" на положения конкурсной документации заказчика - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0137200001221001658, предметом которого является оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Договорное право: реформа Гражданского кодекса РФ и актуальные вопросы судебной практики".
Заявитель полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям действующего законодательства.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы АНОО ДПО "Высшая школа закупок", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 22.04.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001221001658 о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Договорное право: реформа Гражданского кодекса РФ и актуальные вопросы судебной практики" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 35 088,00 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступает - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока".
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 02.06.2021 08:00.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 4 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги и предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, критерии оценки заявок установлены в нарушение действующего законодательства.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, в конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" в виде наличия у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) государственных контрактов (далее по тексту - контракты) на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации о договорном праве в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Данный критерий установлен в целях повышения эффективности образовательного процесса. Законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Опыт участника закупки подтверждается информацией представленной в составе заявки согласно Перечня ("Форма 2" предложена в Разделе III конкурсной документации) с обязательным указанием номера реестровой записи исполненных Контрактов из Реестра контрактов, размещенного на официальном сайте ЕИС.
При этом в Разделе III конкурсной документации указано, что это рекомендуемые образцы форм, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В разделе II конкурсной документации установлено, что указания в Проектной документации на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара носят информационный характер. При указании на товарный знак читать "или эквивалент". Эквивалентность определяется согласно техническим характеристикам указанного изделия, материала, оборудования.
В конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "Наличие специалистов соответствующего уровня" в виде наличия у преподавателей, задействованных в проведении занятий по дополнительной профессиональной программе, ученой степени кандидата или доктора юридических наук.
Следовательно, в отношении одного преподавателя будет учитывается один из документов: или диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
В конкурсной документации установлен критерий "Наличие деловой репутации в виде наличия благодарственных писем, отзывов от заказчиков за оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации о договорном праве за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, но не более одного отзыва (благодарственного письма) в отношении одного и того же государственного контракта.
Данный критерий установлен в целях повышения эффективности образовательного процесса. Законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Таким образом, критерии оценки заявок направлены на выявление лучших условий исполнения контракта и обеспечивают конкуренцию при проведении закупок.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
4. Согласно доводам жалобы заявителя, дата и время рассмотрения первых частей заявок установлены ранее времени окончания подачи заявок.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пунктам 3,4,6 части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указанная дата не может приходиться на нерабочий день;
- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа, при формировании извещения открытого конкурса в электронной форме произошла техническая ошибка, в результате которой время рассмотрения первых частей заявок установлено "00:00".
Вместе с тем, данная техническая ошибка не способна повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
5. Согласно доводам жалобы заявителя, конкурсная документация не содержит время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа, время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе было установлено в извещении на электронной площадке и в единой информационной системе при формировании данной закупки.
Кроме того, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит требований о наличии в конкурсной документации информации о времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
6. Согласно доводам жалобы заявителя, реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта указаны с нарушением приказа Казначейства от 01.04.2020 г. N 15н.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа, пунктом 18.4 раздела I "информационной карты заявки на участие в электронном конкурсе" указаны реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, в том числе указан "расчетный счет".
В конкурсной документации не установлено название счета как "единый казначейский счет" в связи со следующим:
При формировании данной закупки использовались типовые формы, установленные в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
При формировании документации используются данные ЕИС, в том числе информация о реквизитах счета (в частности наименование "расчетный счет").
Таким образом, установив иное наименование, между формой из ЕИС и конкурсной документацией будет разночтение информации.
Кроме того, приказ Казначейства РФ от 01.04.2021 года N15Н не имеет требований к содержанию полей платежною поручения.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
7. Согласно доводам жалобы заявителя, проект контракта устанавливает место оказания услуг: г.Москва (на базе исполнителя). Кроме того, по мнению заявителя, установлены крайне сжатые сроки оказания услуг.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, по пунктам 1.2 и 1.3 проекта контракта сроки оказания услуг: в период с 28 июня по 02 июля 2021 года, место оказания услуг: г. Москва (на базе исполнителя).
Согласно части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам место осуществления образовательной деятельности в лицензии не указывается.
Следовательно, указание в проекте контракта места оказания образовательной услуги по дополнительной профессиональной программе не ограничивает круг участников и не нарушает Закон 44-ФЗ. При этом срок и место оказания услуг в проекте контракта указаны в связи с потребностью государственного гражданского служащего Калужской области и возможностями органа исполнительной власти Калужской области по направлению сотрудника в служебную командировку.
Кроме того, установленные требования являются условиями исполнения контракта.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
8. Согласно доводам жалобы заявителя, условие в пункте 2.3 проекта контракта в части предоставления счета противоречит части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, пунктами 3.2.2. и 5.1 проекта контракта установлено, что документом о приемке является акт оказания услуг. При этом согласно Положению о порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета и администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Калужской области от 20.04.2017 N 43, счет является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
9. Согласно доводам жалобы заявителя, раздел 5 Порядок сдачи и приемки услуг проекта контракта не содержит сроков подписания заказчиком документа о приемке после предоставления такого документа исполнителем.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, пункт 1 части 13 статьи 34 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанной услуги, а не о подписании заказчиком документа о приемке после предоставления такого документа исполнителем.
Пунктом 5.1. проекта контракта указано, что Заказчик подписывает акт об оказании услуг в течение 10 рабочих дней после завершения обучения. Согласно пункту 3.2.4 проекта контракта Заказчик обязан для проверки оказанных Исполнителем услуг, предусмотренных настоящим контрактом, в части их соответствия условиям настоящего контракта. проводить экспертизу своими силами или, в установленных законом случаях, с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и сроки осуществления Заказчиком приемки услуг также указаны в разделе 5 проекта контракта.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
10. Согласно доводам жалобы заявителя, пункт 6.8 контракта, устанавливающий ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, не конкретизирует, нарушение каких именно условий контракта будет наказываться штрафом.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, пунктом 6.8 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек. При этом законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит требования к Заказчику о необходимости в проекте контракта конкретизировать, нарушение каких именно условий контракта будет наказываться штрафом.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
11. Согласно доводам жалобы заявителя, пункт 8.6 проекта контракта противоречит части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, в соответствии с пунктом 8.4. проекта контракта в случае неисполнения Исполнителем обязательств по настоящему контракту Заказчик вправе удерживать обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств, перечисленных на счет Заказчика до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено, а также для обеспечения требования уплаты штрафа (пени, неустойки), начисленной в порядке, определенном настоящим контрактом.
При этом согласно п.8.6 проекта контракта удержание денежных средств может осуществляться Заказчиком без направления претензии либо уведомления иным способом Исполнителя о возможном удержании или извещения о произведенном удержании обеспечения исполнения контракта, обращения в суд.
Таким образом, пункт 8.6 проекта контракта предусматривает механизм удержание денежных средств при неисполнении Исполнителем своих обязательств по контракту в предусмотренные сроки, до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Согласно пункту- 8.5. проекта контракта денежные средства возвращаются Исполнителю после оказания услуг в течение 15 (пятнадцати) дней со дня подписания акта об оказании услуг.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
12. Согласно доводам жалобы заявителя, пункт 10.1 проекта контракта, устанавливающий, что контракт вступает в силу со дня его заключения, противоречит ч.8 ст.83.2 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, пунктом 17.1 Информационной карты конкурсной документации установлено, что с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным. Согласно пункту 5 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр контрактов включаются информация о дате заключения контракта.
Пункт 10.1 проекта контракта устанавливает, что контракт вступает в силу со дня его заключения.
Таким образом, датой заключения контракта для электронной процедуры считается дата размещения подписанного заказчиком контракта в ЕИС.
C учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы заявителя.
На основании вышеизложенного, с учетом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" признать необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021