Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фокус" (далее - ООО "Фокус") б/д б/н (вх. N2621-э от 24.05.2021) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") в части утверждения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Сыктывкар - Ухта км 137+207 (мост через р. Кылтовка)", извещение N0307200030621000863, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
при участии:
- <_>;
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Фокус", ГКУ РК "УправтодорКоми", ГКУ РК "ЦООПТ", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ") о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Фокус", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует её рассмотрению по существу.
В жалобе ООО "Фокус" указывает, что заказчиком в нарушение требований статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) в пункте 22 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования к участникам, предусмотренные пунктом 2(3) приложения N1 Постановления N99 для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, в то время как объектом закупки является капитальный ремонт линейного объекта, следовательно, по мнению заявителя, должны были быть установлены требования, предусмотренные пунктом 2(5) приложения N1 Постановления N99.
ГКУ РК "УправтодорКоми" в отзыве от 28.05.2021 N12/1776 (вх. от 28.05.2021 N2370), ГКУ РК "ЦООПТ" в письме от 28.05.2021 N09-0/24 (вх. от 28.05.2021 N2372) приведены письменные пояснения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК "УправтодорКоми", уполномоченный органом - ГКУ РК "ЦООПТ".
Объект закупки - "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Сыктывкар - Ухта км 137+207 (мост через р. Кылтовка)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 56 713 789,79 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми в т.ч. с разбивкой по годам: на 2021 год - 9 000 000,00 рублей на 2022 год - 47 713 789,79 рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте - Единая информационная система в сфере закупок - 17.05.2021.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу частей 3-6 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, утверждены Постановлением N99.
В пункте 1 Постановления N99 указано: "Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению".
В пункте 22 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установлены следующие дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации:
"В соответствии с требованиями, установленными п. 2(3) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (т.е. не менее 11 342 757,96 руб.), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке".
3. В пункте 22 Информационной карты заказчиком установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2(3) приложения N1 Постановления N99 в ред. от 25.06.2020 г.
Пункту 2(3) приложения N1 Постановления N99 устанавливает дополнительные требования для участников закупок, направленных на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 Информационной карты объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Сыктывкар - Ухта км 137+207 (мост через р. Кылтовка).
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 N921 в приложение 1 Постановления N99 внесены изменения, а именно: приложение N1 дополнено пунктом 2(5), которые устанавливает дополнительные требования при проведении закупки, направленной на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начало действия данной редакции Постановления N99 - 13.08.2020.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены в ЕИС 17.05.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей и составляет 56 713 789,79.
Следовательно, заказчиком в пункте 22 Информационной карты должны были быть установлены требования, предусмотренные пунктом 2(5) приложения N1 Постановления N99:
"наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
ГКУ РК "УправтодорКоми" в своем отзыве на жалобу (вх. от 28.05.2021 N2370) указало, что при утверждении документации об электронном аукционе заказчик по технической ошибке не обратил внимание на тот факт, что дополнительные требования к участникам закупки установлены в старой редакции Постановления N99, в действиях заказчика отсутствует какая-либо преднамеренность, так как в действительности, требования к участникам в старой редакции лишь расширили возможности для участия в аукционе.
Кроме того, как указывает заказчик, участник аукциона, который, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.05.2021 N0307200030621000863-1, был признан победителем аукциона, в составе второй части заявки представил документы в соответствии с пунктом 2(5) приложения N1 Постановления N99 - сведения о контракте на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
Комиссией Коми УФАС России в ходе анализа второй части заявки, представленной оператором, установлено, что победителем аукциона представлены сведения о государственном контракте от 16.07.2018 г. N0107200002718000518-0361218-02 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Кослан - Большая Пысса - Латьюга - Зубово км 52+627, км 55+813, км 60+683, км 71+169, км 85+051, км 91+834, км 92+564, км 93+057, км 93+427.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком - ГКУ РК "УправтодорКоми" допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 2(5) приложения N1 Постановления N99, в связи с указанием в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с пунктом 2(3) приложения N1 недействующей редакции Постановления N99.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фокус" обоснованной.
2. Признать действие заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" в части указания в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в недействующей редакции Постановления N99 противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункту 2(5) приложения N1 Постановления N99.
3. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки, предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31 мая 2021 г. N 011/06/31-359/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021