Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детский санаторий - Реабилитационный центр "Детские Дюны" (далее - Заказчик):;
ООО "Глобал" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16593-ЭП/21 от 19.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке территории и очистке кровель зданий от снежно-ледовых масс (извещение N 0372200020221000051) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200020221000051. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 267 392, 40 рублей.
В жалобе ООО "Глобал" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном выборе способа осуществления поставщика.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п. 26 Правил).
В разделе 16 конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе. В частности, в рамках спорного показателя предусмотрен следующий порядок оценки заявок:
"Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Значимость критерия: 30%.
Коэффициент значимости критерия: 0,30
В рамках показателя "Качество работ" оценивается описание выполнения работ, выполненное в виде Технологических карт производства работ в соответствии с требованиями МДС 12-29.2006, по предмету настоящего конкурса, в том числе по следующим видам работ:
- Механизированная уборка проездов объектов благоустройства в летний период;
- Механизированная уборка проездов объектов благоустройства в зимний период;
- Ручная уборка проездов объектов благоустройства в зимний период;
- Ручная уборка проездов объектов благоустройства в летний период;
- Механизированная уборка тротуаров в летний период;
- Механизированная уборка тротуаров в зимний период;
- Ручная уборка тротуаров в зимний период;
- Ручная уборка тротуаров в летний период;
- Содержание контейнерных площадок;
- Содержание малых архитектурных форм;
- Содержание урн;
- Верхолазные работы".
В соответствии с МДС 12-29.2006 (МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ) в Методических рекомендациях изложены правила и порядок разработки и оформления технологической карты на выполнение строительно-монтажной работы; приводятся состав разделов и их содержание, даются рекомендации по подготовке разделов.
Из содержания раздела "Введение" МДС 12-29.2006 следует, что разработка технологических карт осуществляется квалифицированными инженерными кадрами строительной организации.
В соответствии с разделом 1 МДС 12-29.2006 (Область применения) следует, что настоящие Методические рекомендации распространяются на технологические карты для выполнения строительных работ.
Вместе с тем предметом конкурса является оказание услуг по уборке территории и очистке кровель зданий от снежно-ледовых масс, а не выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем методические рекомендации МДС 12-29.2006 в принципе не могут быть использованы для составления технологических карт в сфере уборки территории.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
В рамках показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрена следующая шкала оценки заявок:
Оценка участника закупки производится по 100-балльной шкале.
N п/п |
Показатель КЦБi "КАЧЕСТВО РАБОТ" |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Представлены 12 Технологических карт производства работ отвечающим требованиям Заказчика |
100 |
2 |
Представлены менее 12, но не менее 9 Технологических карт производства работ отвечающим требованиям Заказчика |
75 |
3 |
Представлены менее 9, но не менее 6 Технологических карт производства работ отвечающим требованиям Заказчика |
50 |
4 |
Представлены менее 6, но не менее 3 Технологических карт производства работ отвечающим требованиям Заказчика |
25 |
5 |
Представлены менее 3 Технологических карт производства работ отвечающим требованиям Заказчика и/или отсутствуют технологические карты и/или представленные Технологические карты не отвечают требованиям Заказчика |
0 |
Количество баллов по показателю КЦБi, присуждаемых каждой заявке, определяется по формуле:
КЦБi=КЗ х Бi, где:
КЗ - коэффициент значимости данного показателя, КЗ= 1;
Бi-количество баллов, присуждаемых участнику закупки в соответствии со шкалой оценки данного показателя.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки участника конкурса, не является основанием признания заявки на участие в конкурсе несоответствующей требованиям настоящей документации.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно данный довод жалобы является необоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода жалобы N 3.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Разделом 9 Технического задания установлено, что Материалы и оборудование, используемые при оказании услуг должны соответствовать нормативам и стандартам, утвержденным в Российской Федерации, в том числе:
ГН 2.1.6.1338-03 с изменениями и дополнениями "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
ГН 2.1.6.1984-05 с изменениями и дополнениями "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест". Дополнение N 2 к ГН 2.1.6.1339-03;
Анализ вышеуказанных нормативных документов показал, что они утратили силу с 20.01.2018.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобал" обоснованной в части довода об установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" и довода относительно нарушения правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2021 г. N 44-2415/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021