Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "ПСКОВИМПОРТ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16528-ЭП/21 от 18.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории вдоль Балтийского бульвара в границах ул. Маршала Казакова, ул. Маршала Захарова и береговой линии Невской губы (работы по благоустройству территории, посадка деревьев и кустарников, установке оборудования) (извещение N 0172200005521000047) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.03.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 790 543,55 рублей.
В жалобе ООО "ПСКОВИМПОРТ" указывает на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В жалобе Заявитель сообщает в том числе следующее:
Отсутствуют высотные отметки установки МАФ.
Не возможно определить оптимальную стоимость поставки оборудования так как указан единственный поставщик БЕЗ ОБОСНОВАНИЯ необходимости приобретения оборудования для благоустройства от единственного поставщика ИЗ ЕВРОПЫ.
Невозможно выполнение разных видов работ разными организациями на одном участке БЕЗ совмещенного графика работ по одному и тому же комплекту документации.
Недостаток, как проектной документации так и требований к исполнителю общие для всех 3 контрактов:
- Отсутствует в ПОС учет затрат и разработка конструкции временной дороги для вывоза/завоза грунта от существующей дороги с твердым покрытием до области строительства.
- Нет обеспечения электричеством территории, что исключает использование и пуско-наладку заявленной системы видеонаблюдения.
- Не определено закрепление террасной доски на рельеф, что создает условия для разрушения покрытия ветром и вандализма.
Согласно условиям п 1.2. контракта на стр. 71 конкурсной документации "Содержание и объем подлежащих выполнению по контракту работ, а также требования к ним изложены в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту), Сметном расчете Заказчика (Приложение N 2 к Контракту), Проектной документации (Приложение N 3 к Контракту), перечне Видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (Приложение N 4 к Контракту)".
Согласно условиям технического задания на стр. 59 конкурсной документации требуется "Выполнить работы в соответствии с настоящим техническим заданием, проектной документацией (Приложение N 1), сметной документацией (Приложение N 2), и в срок, предусмотренный контрактом, сдать результат работ Заказчику."
Согласно Ч 1. Статья 743. ГК РФ Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, согласно ГК РФ, смета в данном контракте является финансовым документом.
Заявитель в жалобе сообщает, что виды и объемы работ, требующиеся для благоустройства территории, не определены в техническом задании. Ссылка на сметную документацию не может использоваться как определение необходимых видов и объемов работ по данному контракту в связи с тем, что проект документация не содержит спецификации, но указывает на существенно больший объем работ, чем указан в сметах к данному контракту. Таким образом, цена работ по данному контракту не определена в связи с тем, что виды и объёмы работ в проекте, приложенным к данному контракту, не имеют законченных спецификаций и содержат существенно большой объём работ.
При этом в ходе Заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщает в том числе следующее:
В действующей редакции Технического задания указанная Заявителем обязанность подрядчика звучит следующим образом (раздел 5 ТЗ, страница 59 документации о закупке): "Подрядчик обязан Выполнить работы собственными и/или привлеченными силами и средствами в соответствии с настоящим техническим заданием, Ведомостью объемов работ (Приложение N1 к техническому заданию), Ресурсной ведомостью (Приложение N3 к техническому заданию), и в срок, предусмотренный контрактом, сдать результат работ Заказчику.".
Также во втором абзаце пункта 4.2.5. ТЗ указано, что "Плановый объем работ, выполняемых Подрядчиком, определен в Ведомости объемов работ (Приложение N1 к техническому заданию) и ресурсной ведомости (Приложение N3 к техническому заданию)".
Пункт 1.2. проекта контракта (страница 69 документации о закупке), на который также ссылается Заявитель, в действующей редакции конкурсной документации не содержит по тексту ссылок о том, что Исполнитель обязуется выполнить работы в соответствии с проектной документацией (Приложение N 3 к контракту), а гласит: "1.2. Содержание и объем подлежащих выполнению по контракту работ, а также требования к ним изложены в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту), Ведомости объемов работ (Приложение N 3 к Контракту), Ресурсной ведомости (Приложение N 4 к Контракту).".
Заявитель указывает, что "Виды и объемы работ, требующиеся для благоустройства территории, не определены в техническом задании.".
Данный довод не находит своего подтверждения, так как Перечень, наименование и объемы работ указаны в Ведомости объемов работ и Ресурсной ведомости по благоустройству территории вдоль Балтийского бульвара в границах ул. Маршала Казакова, ул. Маршала Захарова и береговой линии Невской губы (работы по благоустройству территории, подготовительные работы, земляные работы), являющиеся приложениями N 1 и N 3 к Техническому заданию.
Начальная максимальная цена контракта определена сметой (приложение N 2 к Техническому заданию).
Отдельно отмечаем, что Заявитель, являясь профессиональным участником в сфере государственных закупок, пренебрег изучением содержания конкурсной документации, а также не воспользовался правом на разъяснение положений конкурсной документации. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Заявителя интереса участвовать в закупке, в связи с чем его права не могут быть нарушены.
Кроме того, жалоба ООО "ПСКОВИМПОРТ" с аналогичным содержанием, исходящим номером и датой уже была рассмотрена Санкт-Петербургским УФАС в рамках дела о нарушении законодательства о контрактной системе 44-1688/21, по результатам рассмотрения 13.04.2021 было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о закупках, которое было исполнено Заказчиком.
Заявитель сообщает что в документации установлены конкретные виды оборудования и материалов, используемых при выполнении работ (диван-качели "Олимпия", Пергола "Радуга", скамейка "Парабола" и др.).
При этом в ходе Заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщает в том числе следующее:
Перечень оборудования определен в Ведомости объемов работ (Приложение N1 к техническому заданию) и ресурсной ведомости (Приложение N3 к техническому заданию), а также в ведомости оборудования, являющейся приложением N1 к Ведомости объемов работ.
Указания на конкретные фирменные наименования оборудования, их товарные знаки и модели конкретных производителей (наименование производителей), отсутствуют в документации о закупке.
При этом, в предпоследнем и последнем абзацах Технического задания, являющегося частью III документации о закупке, справочно указано:
"Используемые в документации о закупке (при наличии) ссылки на товарные знаки (при наличии) обусловлены необходимостью описания технических решений, при наличии ссылок на товарные знаки в документации о закупке, указанные товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент", при этом признаками эквивалентности при производстве работ в соответствии с документацией о закупке служат требования к функциональным решениям при применении оборудования, изделий, материалов. При этом сметный расчет, ведомость объемов работ и ресурсная ведомость не устанавливают требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ.
Все содержащиеся в техническом задании товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент". Эквивалентность (аналогичность) материалов (комплектующих и оборудования) определяется в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Заявитель в доводах жалобы указывает на нарушение в части некорректного установления сроков выполнения работ и действия контракта.
Контракт вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до 31.12.2021. На стр. 76 в тексте конкурсной документации определены сроки выполнения работ по благоустройству. 5.2. Сроки выполнения работ по Контракту:
N п/п |
Номер закупки |
Срок начала работ |
Окончание |
1 |
N0172200005521000046 |
5.2.1. Начало выполнения работ - с момента подписания Сторонами Акта передачи объекта в работу. |
5.2.2. Окончание выполнения работ - не позднее 10 июня 2021 года. |
2 |
N0172200005521000047 |
5.2.2. Окончание выполнения работ - не позднее 30 сентября 2021 года. |
|
3 |
N0172200005521000048 |
5.2.2. Окончание выполнения работ - не позднее 30 сентября 2021 года. |
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПСКОВИМПОРТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2021 г. N 44-2395/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021