Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик):; ООО "Стартгаз" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16898-ЭП/21 от 21.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений структурного подразделения СПб ГКУ "МФЦ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Туристская, д. 11, корп. 1, лит. А (извещение N 0372200278021000035) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200278021000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 394 923, 54 рублей.
ООО "Стартгаз" указало в жалобе на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2021 N73124 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"5. Отказать участнику закупки, подавшему заявку на участие в электронном аукционе с идентификационным номером EA-92998, в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5.1. В отношении товара N 7 "Тактильная пиктограмма тип 5" в Техническом задании (Части 3 документации об электронном аукционе) установлено требование: Показатель N16 к товару N7 относится к характеристикам описания, назначения и внешнего вида изделия: Материал изготовления: - акрил; ПВХ.
В заявке на участие в аукционе с идентификационным номером EA-92998 указано: Материал изготовления: - акрил; ПВХ.
В то же время, согласно приведенной в Приложении N 3 к Техническому заданию Инструкции по заполнению первой части заявки, когда перечисленным через точку с запятой числовым значениям предшествует знак двоеточие разделяющего наименование показателя и требование к значению товара или значения товара сопровождаются символом "/", в таком случае заказчику необходимы все перечисленные через точку с запятой или символ "/" значения, и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения. Требование к значению показателя установлено в Техническом задании не к числовому значению, следовательно, участник должен был сделать выбор между предложенными вариантами значений.
5.2. В отношении товара N2 "Дверь тип 2" в Техническом задании (Части 3 документации об электронном аукционе) установлено требование: Показатель N12 к товару N2 относится к габаритным характеристикам изделия: Требуемый диапазон предельных отклонений по ширине двери - должен быть не ниже -2 мм - не выше +2 мм.
В заявке на участие в аукционе с идентификационным номером EA-92998 указано: Требуемый диапазон предельных отклонений по ширине двери - не ниже -2 мм - не выше +2 мм.
В то же время, согласно п. 1.1 приведенной в Приложении N 3 к Техническому заданию Инструкции по заполнению первой части заявки, при описании требований, которые определяются диапазоном значений в сочетании со словом "диапазон" установленным в наименовании показателя, Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания): - "не меньше_ - не больше_", "более_ - менее_", "не больше_- не меньше_", "свыше _- до_", "больше_ - меньше_", "более_ - не более_", "не менее_ - менее_", "менее_ - более_", "от_- до_", "не ниже _ - не выше_", "менее_ - не менее_", "не более_ - более_", "не выше _ - не ниже_", "не менее_ - не более_", "должен (-на, - но, - ны) быть не меньше_ - не больше_", "должен (-на, - но, - ны) быть более_ - менее_", "должен (-на, - но, - ны) быть не больше_- не меньше", "должен (-на, - но, - ны) быть свыше _- до_", "должен (-на, - но, - ны) быть больше_ - меньше_", "должен (-на, - но, - ны) быть более_ - не более_", "должен (-на, - но, - ны) быть не менее_ - менее_", "должен (-на, - но, - ны) быть менее_ - более_", "должен (-на, - но, - ны) быть от_- до_", "должен (-на, - но, - ны) быть не менее_ - не более_", "должен (-на, - но, - ны) быть менее_ - не менее_", "должен (-на, - но, - ны) быть не более_ - более_", "должен (-на, - но, - ны) быть не ниже _ - не выше_", "должен (-на, - но, - ны) быть не выше _ - не ниже_" , в этих случаях участник предоставляет соответствующее значение диапазона без использования вышеуказанных слов. Таким образом, участник должен был указать конкретное значение диапазона в соответствии с п. 1.1 Инструкции.
Таким образом, подавшим вышеуказанную заявку участником закупки представлена информация, не соответствующая требованиям документации об аукционе, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является основанием для отказа такому участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ" Технического задания документации об аукционе.
В отношении товарной позиции N 7 "Тактильная пиктограмма тип 5" Заказчиком установлено требование в отношении внешнего вида изделия: "Материал изготовления: - акрил; ПВХ".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе содержится в Приложении N 3 к Техническому заданию аукционной документации.
Из содержания указанной части следует, что Заказчиком установлено условие, в силу которого "При описании требований, установленных между вариантами значений показателей, заказчиком использованы союз "или", символ точка с запятой ";", символ "\", разделяющие требуемые значения товаров, которые свидетельствует о том, что необходимо указать одно из предложенных значений. Когда перечисленным через точку с запятой числовым значениям предшествует знак двоеточие разделяющего наименование показателя и требование к значению товара или значения товара сопровождаются символом "/", в таком случае заказчику необходимы все перечисленные через точку с запятой или символ "/" значения, и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения".
Также в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки требования к значениям показателей построены таким образом, что разделение между наименованием показателя и самим требованием к значению показателя, осуществляется с помощью знака препинания "-" тире.
В силу пункта 3.3 инструкции по заполнению первой части заявки: если после наименования показателя отсутствует знак препинания "-" тире, то данный показатель является неизменным (имеет приоритет над пунктами 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.2 положения инструкции).
В рассматриваемом случае, требование к значению показателя товара установлено не в отношении числового значения, а показатель содержит после знак "тире" после наименования показателя.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанным порядком предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции, участнику закупки следовало сделать выбор между предложенными вариантами значений.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, в ее составе представлены следующие сведения в отношении спорной товарной позиции:
"Материал изготовления: - акрил; ПВХ.".
Следовательно, участник закупки пренебрег вышеуказанным порядком предоставления сведений и представил значение показателя материала изготовления несоответствующее требованиям документации об аукционе.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стартгаз" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2021 г. N 44-2431/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021