Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
ООО "СК" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16929/21 от 21.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по объекту "Строительство участка Южной Магистрали от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и строительство ул. Сарицкой от Соколиной ул. до Петербургского шоссе (Южно-Волхонская дорога)". 2 этап - примыкание улицы Сарицкой к Петербургскому шоссе" для нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000099. Начальная (максимальная) цена контракта - 324 419 517, 03 рублей.
В жалобе ООО "СК" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участи в конкурсе, а также в определении сроков выполнения работ, создающих преимущество для крупных предприятий.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной, системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктами 28-29 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае его использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- шкалу оценки;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС констатирует, что для оценки заявок по критерию квалификация участников закупки установлен следующий порядок оценки:
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрен показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию:
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" - величина/коэффициент значимости показателя: 100% / 1,00.
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю.
Для получения рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участника закупки", умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
1) Оценка по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)".
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)", определяется согласно таблице N1:
Таблица 1
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
"Общее количество исполненных контрактов (договоров)" |
Отсутствие исполненных контрактов (договоров) |
0 |
Наличие одного исполненного контракта (договора) |
50 |
|
Наличие двух и более исполненных контрактов (договоров) |
100 |
Для расчета баллов по показателю учитывается общее количество представленных участником исполненных контрактов (договоров), удовлетворяющих требованиям настоящего пункта конкурсной документации.
Количество предоставленных участником контрактов (договоров) не ограничивается.
Лучшим условием для данного показателя является наибольшее значение показателя оценки.
Участнику, не представившему информацию по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" присваивается 0 баллов.
По показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" учитываются выполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика работы по строительству, реконструкции линейных объектов капитального строительства в рамках контрактов/договоров, заключенных в период с 01.01.2018 по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой контракта/договора не менее 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс. Информация о таких контрактах/договорах должна быть доступна в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Для подтверждения опыта выполнения работ по критерию "Квалификации участника закупки" участником представляются сведения по рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к конкурсной документации) и копии следующих документов:
а) контрактов/договоров на выполнение участником закупки в качестве генерального подрядчика работ по строительству, реконструкции линейных объектов капитального строительства, заключенных в период с 01.01.2018 по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой контракта/договора не менее 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, со всеми обязательными приложениями;
б) всех дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), в том числе соглашения о расторжении (при наличии);
в) документов, подтверждающих факт выполненных работ согласно условиям контракта/договора, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
г) разрешения на ввод линейного объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий документов, перечисленных в подпунктах а), б), в) и г) (при наличии) настоящего пункта конкурсной документации, подтверждающих сведения по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)", в том числе при наличии сведений в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к конкурсной документации), количество контрактов/договоров при оценке заявки участника закупки по показателю не учитывается.
В случае, если стоимость выполненных работ по контракту/договору в соответствии с представленными документами, подтверждающими факт выполнения работ согласно условиям контракта/договора, составляет менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, или дата заключения контракта/договора не соответствует установленному периоду, а также в случае несоответствия контрактов/договоров иным требованиям установленным настоящим пунктом конкурсной документации к работам сопоставимого характера и объема, такой контракт/договор при определении баллов по показателям не учитывается.
В случае наличия противоречия между сведениями об объеме, стоимости работ или количестве контрактов/договоров, указанными в рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к конкурсной документации), и сведениями об объеме, стоимости выполненных работ или количестве контрактов/договоров, определенными по фактически представленным в заявке участника копиям контрактов/договоров, копиям актов выполненных работ по данным контрактам/договорам или иных документов, предусмотренных положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, учету подлежат фактически представленные участником копии контрактов/договоров, соответствующих условиям настоящего пункта конкурсной документации, со всеми приложениями и дополнениями к ним, копии документов, подтверждающих факт выполнения работ согласно условиям контракта/договора (копии актов выполненных работ), а также иных документов, предусмотренных положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, в том числе копии справок о стоимости выполненных работ и затрат), информация о которых доступна и подтверждена в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В случае наличия противоречия между стоимостью работ, указанной в копиях актов выполненных работ по контрактам/договорам или иных документах, предусмотренных положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающих стоимость выполненных работ, и стоимостью работ, указанной в контракте/договоре со всеми приложениями и дополнениями к нему, для расчета показателя принимается стоимость работ, указанная в копиях актов выполненных работ по контрактам/договорам или иных документах, предусмотренных положениями контракта/договора о приемке выполненных работ.
В случае отсутствия сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), контракты/договоры, которые указаны в рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к конкурсной документации), и копии которых представлены со всеми приложениями и дополнениями, в том числе с копиями актов выполненных работ, а также иных документов, предусмотренных положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, в том числе копии справок о стоимости выполненных работ и затрат, при оценке заявки участника закупки по показателю учитываться не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет показатель, позволяющий объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечает, что определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика, и устанавливая соответствующий порядок, Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для выполнения закупаемых работ.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе, не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка. Само по себе копирование в жалобу положений порядка оценки, содержащегося в документации, не может являться надлежащим подтверждением доводов Заявителя о ненадлежащем порядке оценки заявок, о невозможности представления в составе заявки документов, поименованных в рассматриваемом порядке оценки.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки по мимо описания объекта закупки, должна содержаться, информация о сроках поставки товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, исходя из необходимости удовлетворения потребности Заказчика, им установлен срок завершения работ: не позднее 15.11.2021.
При этом, Комиссия УФАС не усматривает того, что установленный в документации порядок поставки является неразумным и не позволяющим надлежащим образом обеспечить выполнение закупаемых работ.
Заявитель же в нарушении ст. 105 Закона о контрактной системе также не представил доказательств, подтверждающих невозможность выполнения работ в установленном в документации порядке.
Таким образом, довод Заявителя в данной части также является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2021 г. N 44-2382/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021