В связи с поступившей от СПб ГБУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция" (вх. N 14714-ЭП/21 от 28.04.2021) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 24" (далее - Заказчик), по доверенности,
СПб ГБУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция" (далее - Заявитель), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению бактериологических, физико-химических и других лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2021 году. (извещение номер N 0372200138621000066).
Адрес проверяемой организации: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 140, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 639 988,29 руб.
В обращении Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении неверных требований к составу второй части заявки на участие в аукционе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования о соответствии участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В ходе заседания Инспекции УФАС изучив информацию, изложенную в обращении, пояснения представителя Заявителя, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Объектом закупки является: Проведение бактериологических, физико-химических и других лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2021 году.
Аукционной документацией установлены следующие требования к участникам закупки:
"12.2.1.1. Наличие действующей лицензии
- на медицинскую деятельность, в части проведения клинической лабораторной диагностики; Требование установлено пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", N 97, 06.05.2011);
- на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Требование установлено пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", N 97, 06.05.2011).
12.2.1.2. Наличие действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра). Требование установлено Федеральным законом от 28.12.2013 N412 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
1 |
Бактериологический контроль работы воздушных стерилизаторов (один тест) |
2 |
Бактериологический контроль работы воздушного стерилизатора (ГК-100) |
3 |
Контроль смывов с моечных машин |
4 |
Контроль смывов с ДВУ эндоскопов |
5 |
Отбор проб воздуха рабочей зоны до 6 показателей на 1 рабочем месте |
6 |
Исследование воздуха рабочей зоны: определение трех показателей фотометрическим методом (формальдегид) |
7 |
Определение органических соединений фотометрическим методом (фенол, стирол) |
8 |
Отбор проб воздуха на бактериологический анализ |
9 |
Бактериологическое исследование воздуха на ОМЧ (общее микробное число) |
10 |
Бактериологическое исследование воздуха на стафилококк |
11 |
Исследование материала на стерильность (перевязочный материал, инструментарий) |
12 |
Взятие смывов с объектов внешней среды (10 смывов) |
13 |
Смывы на стафилококк |
14 |
Смывы на бактерии группы кишечной палочки |
В Приложении N 2 документации об электронном аукционе "Спецификация санитарно-гигиенических исследований в рамках производственного контроля" Заказчик перечисляет следующие виды исследований:
Однако данные виды исследований не входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 28.11.2020) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
В соответствии ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а доводы обращения являются обоснованными.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с заключенным государственным контрактом по данной процедуре.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 мая 2021 г. N 11-65/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021