Резолютивная часть объявлена 27.05.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 01.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда центр развития ребенка - детский сад N 114: К.В. Кудиной (по доверенности), Ю.Б. Маркушевской (по доверенности);
уполномоченного органа - Комитета экономики и финансов администрации городского округа "Город Калининград": В.В. Соболевой (по доверенности);
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ДЖУЛИ", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 3613 от 20.05.2021) ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда центр развития ребенка - детский сад N 114при проведении электронного аукциона, предметом которого являются работы по объекту "Строительство нового корпуса дошкольного учреждения по ул. Коммунистической в г. Калининграде" (извещение N 0335300000221000307) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 20.05.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком в предмет закупки: "Строительство нового корпуса дошкольного учреждения по ул. Коммунистической в г. Калининграде" включены функционально и технологически не связанные товары, что является нарушением статьи 8 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились, пояснив следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией.
В соответствии с пунктом 70 Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее - Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр) стоимость материальных ресурсов и оборудования, указанных в проектной, а также иной технической документации и (или) задании на проектирование, учитывается в сметной документации, вне зависимости от условий их приобретения (заказчиком, подрядчиком).
В соответствии с пунктом 105 Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр в локальных сметных расчетах (сметах) на основании проектной документации учитываются затраты на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, лабораторного оборудования, инструмента для осуществления технологических процессов, предназначенных для первоначального оснащения строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства и их функциональной эксплуатацией.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган не согласен с доводом жалобы Заявителя, поддерживает позицию Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
12.05.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335300000221000307 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 279 786 938,30 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 8 части 1статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Объектом рассматриваемого Аукциона является выполнение работ по строительству нового корпуса дошкольного учреждения по ул. Коммунистической в г. Калининграде.
Исходя из положений Аукционной документации указанные работы выполняются в соответствии с проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС Уполномоченным органом, сведения об исключении каких-либо работ или товаров, используемых при выполнении работ, в Аукционной документации отсутствуют.
Согласно локальной смете N 02-01-23 "(Локальный сметный расчет) на Технологические решения. Монтируемое оборудование", размещенной в ЕИС в составе Аукционной документации, при выполнении работ по строительству нового корпуса дошкольного учреждения будет осуществляться поставка и установка оборудования, в том числе: телевизор, мфу, музыкальный центр, компьютер, полка-вешалка с декором, дозатор для жидкого мыла, держатель (диспенсер) настенный для бумажных полотенец и т.д.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное оборудование, по мнению Заказчика, неразрывно связано с выполнением строительных работ, вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование является монтируемым, Комиссии не представлено.
Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства.
В соответствии с письмами Федеральной антимонопольной службы России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19, Министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.2019 N АН-439/09 в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Следовательно, выполнение строительных работ и поставка оборудования (товаров) должны являться предметами разных закупок.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования (товаров), что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в локальной смете N 02-01-23 "(Локальный сметный расчет) на Технологические решения. Монтируемое оборудование" следующие товары (оборудование) указаны вместе с торговыми марками:
- Телевизор типа Sharp (пункт 2);
- Машина посудомоечная типа Bosh (пункт 14);
- Проектор мультимедийный типа Epson (пункт 16);
- Музыкальный центр Mini Panasonic (пункт 18);
- Проектор типа Epson (пункт 24);
- Телевизор типа Sharp (пункт 26);
- Интерактивная доска Triumph board 78 Multi Touch (пункт 33);
- Телевизор типа Sharp (пункт 37);
- Компьютер в сборе-корпус ExeGate (AB-220) (550W) Blek ATX LGA1151v2 Intel Core i3-8100(Cen/9)(2/90 Ghz 9M, DDR4) OEM N114 (пункт 39);
- МФУ Epson (пункт 40);
- Компьютер в сборе-корпус ExeGate (AB-220) (550W) Blek ATX LGA1151v2 Intel Core i3-8100(Cen/9)(2/90 Ghz 9M, DDR4) OEM N114 (пункт 39);
- МФУ Epson (пункт 43);
- Проектор типа Epson (пункт 45);
- Проектор типа Epson (пункт 46);
- Музыкальный центр, домашняя система со встроенным проигрывателем DVD_ типа Sony (пункт 47) и др.
Изучив, Аукционную документацию, Комиссия установила, что сведения о сопровождении такого указания словами "или эквивалент" в Аукционной документации отсутствуют, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным выше, Комиссия пришла к выводу, что при проведении Аукциона у Заказчика не имелось оснований для включения в один лот выполнение строительных работ и поставку поименованного выше оборудования (товаров), в том числе с указанием торговых марок, которые технологически и функционально не связаны со строительными работами и поставка которых должна осуществляться отдельно с учетом нормативных правовых актов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств; данные действия Заказчика, являются нарушением положений статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку повлекли (или могли повлечь) ограничение числа участников торгов и, как следствие, ограничение конкуренции, так как при поставке данного оборудования свидетельство о допуске к строительным работам не требуется.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2017 N 303-КГ17-3584 по делу N А24-4805/2012, Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 303-КГ18-6481, по делу N А24-4483/2016, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2016 N Ф03-1131/2016 по делу N А59-5383/2014.
Комиссия обращает внимание, что довод жалобы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратится в Калининградское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, а также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда центра развития ребенка - детского сада N 114 нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, статью 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению города Калининграда центру развития ребенка - детскому саду N 114, уполномоченному органу - Комитету экономики и финансов администрации городского округа "Город Калининград" (в части имеющихся полномочий), оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание для устранения допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 июня 2021 г. N 039/06/33-534/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021